fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Мир отчуждения человека от себя

Отход от классических определений и понятий в обществе – сейчас даёт свои «чрезвычайные плоды».




В одном из местных интернет-форумов – в очередной раз – зашёл разговор о преподавании в школах;
о том, что такое сейчас – хорошо, и что такое – плохо.


Статья, под которой висит развёрнутый комментарий, так и называется – «Почему нам так плохо?»

***
Что такое «свобода» в школе?

Думаю, прежде всего, все уже давно забыли, что такое ВООБЩЕ – «свобода».

Между тем, классическое определение Свободы – как раз, подразумевает не «тотальный контроль» или, наоборот, «тотальную вседозволенность». Вспомните определение Энгельса – Свобода есть ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ.

Другими словами – это мера САМООГРАНИЧЕНИЯ субъекта, в его же собственных интересах. Заметьте, НЕ ограничения ИЗВНЕ – а САМОограничения.

То есть – человек ограничивает собственные слова и действия САМ. (На самом деле – в этом нет ничего нового, это просто «хорошо забытое старое». Любая форма – есть, прежде всего, наличие рамок, ограничивающих эту форму. Иначе – форма растечётся, как «свободная» амёба, не имеющая определённой формы).

Для того, чтоб прийти к понятию Свободы – нужно, как минимум, быть хоть немного воспитанным человеком, уметь контролировать собственные действия и эмоции.

Тогда – и только тогда – человек сумеет направлять свою волю (без наличия которой свобода не является свободой, а является её грубым и примитивным «аналогом» – ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬЮ) . А это очень непросто.

Другими словами, СВОБОДА – это способность, желание САМОВОСПИТАНИЯ в субъекте.
Без возникновения такого желания, весь дальнейший процесс просто теряет смысл.
***
Теперь – что такое «свобода» в школе – хочу пояснить на таком примере.

Как-то однажды, года 3-4 назад, мы приехали с некой творческой программой в одну из школ в посёлке городского типа в Карелии.

Ещё до входа в класс, в учительской, мы заметили какую-то обречённость в глазах и интонациях педагогического персонала. Из предметов – сразу бросилось в глаза наличие корвалола на общем учительском столе.

В общем, мы сняли верхнюю одежду в учительской, и вошли в класс. Поздоровались с детьми, которые как-то очень вяло и подозрительно на нас отреагировали. Возраст – 7 класс.
Затем – мы начали свою программу.

Дети нас не слушали, было ощущение, что нам явно демонстрируют, что нас здесь не ждали… тем не менее, программу мы провели, и даже (мягко) добились того, что в классе под конец урока установился порядок, внимательность и тишина. Нам даже стали задавать какие-то вопросы – уже явно заинтересованные нами дети.

Вернувшись в учительскую, мы поинтересовались у преподавателей, как они справляются со своей работой. Оказалось – это и есть их главная беда. Отсюда – и обречённость, и корвалол.

Дело в том, что «последние запрещенья» в школе таковы: ребёнок - всегда прав. Что бы он ни сделал, преподаватель не имеет права делать ему замечания. Это – основной закон преподавания в последнее время в данной школе…

***
Давайте теперь смоделируем какую-то грубую ситуацию, и попробуем понять, ЧТО ЭТО – глупость, или измена? (прежде всего – это следствие политики «образовательных услуг»; политики, где преподаватель не имеет никакого веса в глазах ученика)

Это и есть, собственно говоря, отчуждение человека – от его собственного труда.
Превращение «труда – в капитал».

Личность преподавателя уже не значит – ровным счётом – ничего. Ему – уже заплатили, и используют как механизм добычи знаний. Кто именнно окажется на его месте – НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ.



Оригинал взят у oleggureev в Мир отчуждения человека от себя

Tags: Война с образованием, Отчуждение, Человек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments