fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Принцип доминанты и метафизика

Назвать войну священной можно только воспринимая её именно с высоты метафизики.
После войны, после восстановления страны и борьбы за дальнейшее её выживание в условиях возникшей угрозы  со стороны бывших союзников, поддержание метафизического накала стало проблемным. Вернее стало сознательно проблематизироваться со стороны партноменклатуры, которая свою доминанту там оставлять и не хотела. А может и не имела. Её стали последовательно сводить вниз.



(без названия)


Мы с товарищами очень долго и, я бы сказал, мучительно обсуждали доклад «Мост над пропастью».
Темы, поднятые в  этом докладе Кургиняна очень долго доминировали в моём сознании. И читая другие материалы нашей газеты, волей-неволей, я пропускал их через призму тем Доклада.



Вот и читая статью моего товарища Трубникова о пропаганде и агитации в России накануне революций, я обратил внимание на один факт из биографии Свердлова. А именно, что он, будучи ещё подростком, осознанно и решительно вошёл в ряды революционеров: «В 1901 году, шестнадцатилетний Свердлов становится членом подпольной нижегородской организации РСДРП. Ему поручается распространять листовки и прокламации». Шестнадцатилетним!

Моей старшей дочери 18 лет. Я плохо себе представляю такой решительный выбор судьбы с её стороны. Я не имею в виду судьбы революционера. А просто судьбы! Такого выбора, чтобы без права переписать затем заново, если что-то не понравится.


Да и вспоминая себя в этом возрасте, я вряд ли могу похвастаться чем-то другим. Каковы причины и условия для такого решения? Откуда в таком молодом возрасте такие душевные и духовные силы? Я стал буквально мучиться этими вопросами.

(без названия)
В своё время я познакомился с трудами и биографией российского и советского учёного и мыслителя
Алексея Алексеевича Ухтомского (1875-1942).

Ему принадлежит открытие принципа доминанты
в физиологии. Согласно ему, если какая-то часть нервной системы находится в возбуждённом состоянии, другие части заметно тормозятся,
как бы подчиняясь доминанте очага возбуждения, усиливая его.


Ухтомский был очень разносторонним учёным. Проявляя заметные способности к математике, он занимается философией и поступает в Духовную академию. Его диссертация была на тему «Космологическое доказательство Бытия Божия».

 Он верит во всесильность человеческого разума и решается найти научные основы человеческой нравственности. Ухтомский отказывается от церковного пути и переключается на изучение физиологии.
И уже в следующей диссертации он как раз и излагает свой знаменитый принцип доминанты.

 Затем сфера его научных интересов сдвигается в сторону психологии. Ему приписывают афоризм, о том, что психология изучает то, чего нет, с точки зрения материалистической науки - душу человека.
Умер он в блокадном Ленинграде, всеми возможными способами помогая организации его обороны.


Я привёл коротко эти биографические данные для того, чтобы обосновать свой дерзкий тезис
о возможности распространения принципа доминанты из физиологии на более сложные и высокие уровни человеческого бытия. В судьбе Ухтомского прослеживается стремление научным путём найти в Человеке то, что и делает его таковым.

 В 1920-х годах он уже предлагает считать открытый им принцип новым учением о работе мозга человека. Конечно же, личность человека не сводима только к мозговой деятельности. И Ухтомскому - иеромонаху
в миру, участнику Поместного Собора 1917-18 гг. это хорошо известно. Отсюда его переход к изучению более тонких форм бытия человека - психиатрия и психология.


Окончание цикла статей о Четвёртом этаже, которое соединено с Докладом о «Мосте над пропастью» большей частью посвящено обсуждению функциональности некого приёмо-передающего устройства, находящегося на этом самом Четвёртом этаже. Главный вопрос в том, как быть когда это устройство неработоспособно вообще или в той мере, которая требуется для того, чтобы Человек стал таковым.

 Такая постановка вопросов позволяет соединить их с ответами, которые предлагает Ухтомский. Для того, чтобы запустить или повысить активность устройства на Четвёртом этаже, надо переместить доминату своей личности туда, или как можно ближе к нему.


В христианстве чтобы научиться молитве надо «воцерковлять» тело, разум и душу. Для этого молиться много, часто и вдумчиво. Сперва перенести доминанту с первого, животного этажа на второй. Затем присоединить третий и оттуда стучаться на Четвёртый.

 Иначе говоря, осознано и насильственно смещать доминирующее в тебе начало с низших этажей на более высокие. Постепенно, обретая навык взаимодействия с этими более высокими этажами - а это значит производя уменьшение насилия над собой и обретая возможность получения плодов этого взаимодействия - ты выстраиваешь иную иерархию ценностей.

 Не умственных предпочтений в выборе между добром и злом, а в качестве того, что практически определяет твою жизнь. То есть область со смещённой в неё доминантой начинает подчинять себе остальные сферы человеческого бытия. И то, что первоначальное усилие было сопряжено с насилием, никак не умаляет получаемый результат.


Я не знаю деталей биографии Свердлова. Но я вижу, как нечто в его судьбе захватило его полностью и бесповоротно, сделавшись доминантой на всю жизнь. Его пример не единичен. А значит, мы можем говорить, что Первый Красный проект был построен как раз людьми, грубо говоря, с доминантой
на Четвёртом этаже.

 Потом Советский проект стал стремительно сжиматься. С точки зрения доминант это означало смещение их с высоких на более низкие этажи сознания советских граждан. В годы войны угроза реального прекращения бытия себя и своей страны активировала работу этого самого Четвёртого этажа.

 Назвать войну священной можно только воспринимая её именно с этой высоты. После войны,
после восстановления страны и борьбы за дальнейшее её выживание в условиях возникшей угрозы
со стороны бывших союзников, нахождение доминанты на Четвёртом этаже стало проблемным.
Вернее стало сознательно проблематизироватся со стороны партноменклатуры, которая свою доминанту там оставлять и не хотела. А может и не имела


Её стали последовательно сводить вниз. Сперва на третьи этаж, заменив разговоры о хилиастическом значении Красного проекта на лозунги морального превосходства жизни в СССР  по отношению
к остальному миру. Затем низведя ещё ниже. И так до банальных разговоров о колбасе, то есть, сместив доминанту практически на первый этаж.


Наверное, этого скатывания вниз могли и не видеть те, кто устроил эту чёртову горку для советского народа. Но ту высоту, которую штурмовало советское общество, видели враги Красного проекта. Нельзя
не прийти к такому выводу, читая о рождении и развитии идей Панъевропейского проекта.

 Проекта, как я понял из статьи другого нашего товарища Кулепова, во многом определившего идеологию современной объединённой Европы. А его создатели указывали в качестве факторов силы Красного проекта именно его религиозность. То есть они видели устремлённость советского проекта к Четвёртому этажу и попытку поместить там доминанты общественного сознания. Враги осознавали, что, не помешав этому восхождению, невозможно разрушить ненавистный им Красный проект.


Я не знаю, отчего советские лидеры решили прекратить это восхождение.

  • То ли они были сами лишены полноценного Четвёртого этажа.

  • То ли они испугались чего-то увиденного с его высоты.

  • То ли сказалась эта общая направленность на отказ говорить о метафизичности проекта вообще, вытекающая из узко материалистического понимания всего и вся.

А может, сказалось всё вместе взятое. Но совершенно ясно одно, мы сегодня стартуем с очень низкого старта. Для нашего общества, да и для нас в частности, многое определяется нахождением доминант
на очень низких уровнях.





Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

Оригинал взят у teterevv в Принцип доминанты и метафизика


Tags: #Газета, #Метафизика, Суть Времени
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments