fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Анна Каренина и Каренина Анна - в чем разница?

Искусство - самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству. (Томас Манн)


1424268740_4870883_onlajnchtenie_romana_anna_karenina_usta.jpg


Экранизация литературного произведения – это всегда разрушение, в большей или меньшей степени.
В меньшей (о большей степени поговорим позже) потому что читатель литературного произведения создаёт свой собственный мир, пропущенный через душу. Герои нравятся или нет, но они уже твои, часть созданного тобою мира. Но вот книга экранизирована, и созданный читателем образ заменяется образом из фильма. Разрушение? Да, но ничего плохого в этом нет.

Если кинематографическое произведение талантливо, то, в конце концов, создание нового произведения вполне себе стоит того, что воображаемый мир читателя дал трещину, а то и вовсе исчез. Можно привести много примеров такого созидания через разрушение, когда созданный режиссёром мир мгновенно принимается зрителями и становится их собственным.




Художественный фильм «Анна Каренина» (1967) - один из таких примеров. Мир, созданный режиссёром А.Зархи, удивительным образом остаётся миром Льва Толстого, но становится и миром режиссёра. Книга перетекает в фильм, герои фильма живут жизнью романа, вовлекая зрителя в эту жизнь. И зритель этот мир без колебаний принимает, погружаясь в него, как бы перечитывая этот великий роман Льва Толстого
с экрана. Вернее, входя в мир Тостого, созданный Зархи.

 Воистину, кинематограф может творить чудеса. Иначе как можно сделать
свой фильм, не испортив чужую книгу и её героев? Режиссёр Александр Зархи вместе с оператором Л.Калашниковым, композитором Р. Щердиным и необыкновенными советскими актёрами такое чудо сотворил.





Как сотворить чудо? Как создать талантливое кинематографическое произведение по произведению классическому литературному, не испортив и не разрушив его? По-видимому, тут важен не только талант режиссёра и его команды, но и что-то другое. Что именно?

Чтобы ответить на этот вопрос, автору этих строк пришлось просмотреть все имеющиеся в интернете экранизации «Анны Карениной».



Вы в курсе, что «Анна Каренина» экранизировалась ... тридцать раз! Неясно, почему именно этот роман Льва Толстого так популярен среди кинематографистов, не берусь гадать, но это так. Тридцать разных Анн Карениных!

Анны, в большинстве своём, тощие томные красотки (это уже говорит о том, что текст Толстого не был прочитан или был проигнорирован), американские, кубинские, итальянские, австралийские, немецкие, французские, даже индийские Анны Каренины... Жанры – от трагедии и балета до слащавой мелодрамы и весёлого водевильчика. После просмотра фильмы смешались в один бесконечный карнавал Анн Карениных, поэтому остановимся только на том, что запомнилось особо.




«Анна Каренина» (1935) с Гретой Гарбо в главной роли удивила. Вронский в ней пил как извозчик и вместе с другими военными после каждой рюмки пролезал под столом. Выпьют – и под стол, выпьют – и под стол. Пока кто-то не победит. Вронский, конечно, победил. Серёжа, сын Анны, выбегал встречать мать
в атласной косоворотке и в сапожках – маленький такой трактирщик. Анна была сутулая и тощая, Вронский – плотный живчик. Пошлая мелодрама.





«Анна Каренина» (1985) с Жаклин Биссет и Кристофером Ривом – английский сентиментальный роман
в духе «Джейн Эйр», но с плохим концом.




«Анна Каренина» (2012) с Кирой Найтли перекликается с «Пиратами Карибского моря». Те же навеки состроенные губки актрисы. Вронский - блондинистый хлыщ, любующийся собой. Справдливости ради, если не соединять этот фильм с Толстым, надо признать, что постановка Джо Райта очень талантлива, даже К.Найтли не может её испортить. Качественный, красиво и оригинально сделанный водевиль.




«Анна Каренина» С.Сольвьёва с Татьяной Друбич в роли Анны скучен и пошл до неловкости за режиссёра. Все актёры - в возрасте родителей героев: Татьяна Друбич (Анна Каренина) – 49 лет, Олег Янковский (Каренин) – 65 лет, Александр Абдулов (Стива) – 56 лет, Сергей Гармаш (Константин Левин) – 51 год и т.д.

 Если принять во внимание, что к концу романа Анне было 26-28 лет, при всём желании и самом живом зрительском воображении, Анну в героине Друбич увидеть трудно.


Но не это главное в фильме Соловьёва. В конце концов,  в «Анне Карениной» в постановке 1953 года (оригинальная постановка во МХАТе В.Немировича-Данченко, 1934) Алле Тарасовой было 55 лет.





Но, во-первых, где Тарасова, а где Друбич. Алла Тарасова играла классическую Анну Каренину Льва Толстого, а Друбич, несравнимо менее талантливая и совсем не профессиональная актриса, очевиднее всего думала только о том, как бы помоложе выглядеть в кадре. Отсюда натянутые позы, странные ракурсы и тяжёлая игра.



А во-вторых, где Немирович-Данченко, а где Соловьёв. Немирович-Данченко ставил классическую «Анну Каренину» Льва Толстого, а Сергей Соловьёв, судя по всему, ставил фильм о себе, видя себя в роли Каренина, благородного, мудрого и доброго.


Ещё одна, последняя на данный момент экранизация  - недавно вышедший фильм К.Шахназарова, заранее тщательно и профессионально отрекламированный и ... уже явно провалившийся.

Недаром одни критики
потирают руки от удовольствия, а другие жалеют нынешнего зрителя, который еще не готов к шедевру, поставленному Шахназаровым.

 Без удовольствия, но соглашусь с первыми критиками. Фильм не просто провалился. Его просто нет.

   Есть говорящая басом, условно красивая Елизавета Боярская, играющая любовь со своим мужем, широко известным в узких кругах артистом, не помню его фамилии. Есть другие актёры, со вкусом и
без вкуса наряженные в платья конца девятнадцатого века, богатые убранства, в общем, наши играют дворянскую жизнь. Одна длинная многосерийная хрустящая французская булка.




 

Чисто субъективное мнение, что Шахназарову заказали спецпроект и хорошо проплатили его выполнение с условием, что Лиза Боярская сыграет Анну. Да, и ещё про благородное дворянство побольше!

 Шахназаров, как эффективный менеджер, взял под козырёк, проект подчистил, что-то выкинул, дополнил деталями и сдал заказчику. Линия Левин-Кити, которой так гордился сам Толстой, выкинута, зато вставлен рассказ В.Вересаева. Почему Вересаева, а не какого-то другого современника Толстого? Это неважно. Режиссёр так видит.


Только вот беда. Зрителю неинтересно, как видит «Анну Каренину» Карен Шахназаров. Зрителю интересна Анна Каренина, а не Каренина Анна, простите за каламбур. Вот и ответ на вопрос поставленный в начале.
Вот и ответ, почему «Анна Каренина» советского режиссёра А.Зархи – это чудо, а зарубежные «Анны Каренины» - это, в лучшем случае, добротные мелодрамы. Почему «Анна Каренина» советского режиссёра А.Зархи – это шедевр, а «Анна Каренина» Шахназарова (иже с ним) – это Каренина Анна.

Потому что разрушение «в большей степени», о котором говорилось в начале статьи – это беспощадное разрушение самого произведения. Опошленная Каренина Анна для кого-то надолго, а для кого-то и навсегда, перестаёт быть той «Анной Карениной», которой гордился Лев Толстой, и которая стоит
в первом ряду мировой литературы.

Кто-то при имени Анны вспомнит престарелую Друбич или малокрасивую, но широко раскрученную адмиральшу Лизу Боярскую. Вам не страшно? Мне страшновато...

Спасает Зархи. Смотришь его «Анну» и отступают призраки – уходят Боярская, тает Друбич, навсегда исчезают импортные Анны.

Есть только настоящая Анна (Т.Самойлова), настоящий Каренин (гениальный Н.Гриценко).

  Есть только Лев Толстой и его великое произведение. Оно живое. И фильм - живой.


И думается:

«Боже ж мой, как хорошо что у нас есть советский кинематограф, который спасает  и очищает, созидает,  а не разрушает!»


Советский кинематограф потому и выпускал такое количество шедевров, бесконечно экранизируя произведения литературы («Война и мир», «Идиот», «Воскресение», «Ионыч», «Тихий Дон», «Гамлет», всех не перечесть...), что бережно и уважительно относился к источнику. И так же уважительно относился к зрителю. В СССР режиссеру не надо было играть в преуспевающего менеджера, не надо было гоняться за прибылью, не надо было раскручивать свой проект и привлекать к нему зрителя любым способом, включая постельные сцены, голых героев, пошлые шутки и т.п.

 Он творил. И это правильно. Как правильно и то, что существовал художественный совет, и режиссёру не все было дозволено в его самолюбовании и «видении мира». Советский кинематограф созидал и одновременно воспитывал.


Томас Манн говорил, что искусство - самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству.

 Фильмы советского периода в огромном своём большинстве - это произведения искусства, поиск света и добра. Кинематограф современного капиталистического общества (общества постмодернизма, мутирующего капитализма) сходит с ума, пачкая и опошляя все, к чему прикасается. И сводит с ума зрителя, развращает и принижает его...

Надо что-то делать. Но что?


Для начала: читать, читать и читать. Читать классику, смотреть советское кино и держаться подальше
от современного (в том числе российского) кинематографа. И бороться за постороение такого светлого мира, в котором можно создавать фильмы, подобные «Анне Карениной» А. Зархи.

Tags: #АннаКаренина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments