fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Уникальный случай в авиации


Советский автопилот оказался хитрее натовской ПВО

 04 июля 1989 года в густонаселённом районе Бельгии, около городка Куртрэ, произошло драматическое событие, потрясшее местных жителей и изумившее авиационных специалистов всего мира.

Ясным безмятежным днём частный дом семейства Делауэр протаранил боевой самолет... с советскими опознавательными знаками. От полученных травм скончался бельгийский юноша.

  Лётчик не пострадал, поскольку за час до трагедии катапультировался из истребителя и благополучно приземлился на польской земле.  Из Польши  в Бельгию МиГ-23 прилетел без пилота!


 Уникальный в истории авиации случай в тогдашней политической обстановке получил нежелательную
для Советского Союза окраску. Поэтому неприятный инцидент постарались поскорее замять.


Его непосредственному участнику — военному лётчику полковнику Николаю Егоровичу Скуридину — порекомендовали «не очень распространяться».

 Летом 1989 года истекал год, как полковник Скуридин служил в Северной группе войск. Николай Егорович занимал высокую должность начальника политотдела авиадивизии, что обязывало его,
в частности, выполнять самостоятельные полёты. 4 июля он готовился лететь на МиГ-23 с аэродрома полка, который базировался неподалеку от города Колобжег (Балтийское побережье Польши).


Как обычно, самолёт уверенно оторвался от земли. Но едва лётчик начал набирать высоту, сильнейший удар потряс истребитель. Возможно, в воздухозаборник попала птица. Случилось это на 41-ой секунде полёта, на высоте всего 90 метров! Резко упала скорость, МиГ начал снижаться...

  Скуридин едва успел отвернуть самолёт от города в сторону моря и катапультировался. Прежде чем приземлиться, пилот успел заметить, как истребитель пересёк береговую черту и затерялся на фоне голубых волн.


Тем временем локаторщики выдали информацию о потере объекта где-то в районе прибрежных вод. Вылетевшая вслед аварийному МиГу пара истребителей его не обнаружила. Командование начало успокаиваться, рассудив, что серьёзное лётное происшествие закончилось довольно благополучно ­ — без человеческих жертв. В том, что МиГ-23 упал в море, никто не сомневался

А между тем оставшийся без пилота самолёт бороздил воздушное пространство Германии. Немецкая ПВО оказалась не на высоте: пока её истребители пытались настигнуть МиГ, он уже пересёк границу
с Бельгией. Сообщения летчиков ФРГ о том, что они якобы подлетали вплотную к советскому истребителю и, удивляясь, рассматривали, пустую кабину, скорее всего, просто выдумка.

  Практически все военные самолеты имеют фотоаппаратуру. Снимок серебристого МиГа с красными звёздами на борту и без пилота в кабине, да ещё на фоне немецких перехватчиков стоил больших денег и обошёл бы многие газеты мира. Но таких фотографии не было.


Чуть больше часа находился в воздухе истребитель Скуридина. Сам офицер за это время успел побывать в госпитале, сделать рентгеновские снимки (так как ушибся при спуске на парашюте) и появился в штабе.

  И тут радиостанция «из-за бугра» передаёт, что советский МиГ-23, бортовой номер 29, благополучно приземлился в окрестностях Брюсселя. Самолёт разрушил забор одного из домов, крылом разбил веранду, на которой, к несчастью, находился юноша. Слушая сообщение, полковник Скуридин и другие офицеры штаба испытали шок. Как мог неисправный истребитель, да еще без пилота, оказаться
в Бельгии?


Впоследствии выяснилось, что от катастрофы МиГ-23 уберёг автопилот. В полку было принято включать его на земле и не выключать в течение всего полёта. Довольно странно вёл себя двигатель. Плёнка из «чёрного ящика» записала следующее.

  На 41-й секунде полёта произошло резкое падение оборотов (установить причину не удалось, так как основную часть оборудования не вернули). В таком состоянии двигатель находился 15 секунд, потом обороты вновь возросли. В это время лётчик уже катапультировался.

  Далее обороты двигателя увеличились до максимальных, а через 20 секунд вновь упали. Автоматика их вновь повысила. Вскоре параметры работы двигателя пришли в норму и удерживались до окончания топлива в баках.


После остановки двигателя истребитель стал планировать. Снижаясь, самолёт набирал скорость и
за счёт своих аэродинамических качеств, при действующем автопилоте, возвращался в горизонтальный полёт. Так повторялось несколько раз. На последнем цикле  МиГ буквально притёрся к земле и остался невредимым.


Спустя несколько дней после случившегося в Бельгии побывала группа представителей министерства обороны. Какой-либо вины пилота не нашли. Тяжба разгорелась между министерством авиационной промышленности и инженерной авиационной службой.

  Дело в том, что двигатель, как оказалось, в течение года 5 раз был в ремонте. Однако причину его нестабильной работы комиссия так и не обнаружила.
Комментируя инцидент, тогдашний первый заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Е.Шапошников сказал: «Случай в истории авиации уникальный. Ещё не было такого, чтобы боевая машина, покинутая пилотом, совершила столь продолжительный неуправляемый полет».

Но… этот случай прошёл практически незамеченным мировой прессой. В СССР к тому времени всё чаще и чаще «перестроечные» издания поминали случай с Рустом, как неоспоримое «доказательство» мнимой слабости и никчемности советской военной машины.

О том, что Руста своевременно обнаружили и не сбили лишь по политическим соображениям, вспоминать никто не собирался, тем более сравнивать его полёт с полётом истребителя, управляемого автопилотом, оставившим в дураках ПВО трёх государств. Надо сказать, что особенности работы «свободной» прессы чётко прослеживаются не только  в происшествиях с Рустом и МиГ-23.

 Американцы в своё время были ужасно возмущены тем, что в 1983 году советский истребитель сбил южнокорейский «Боинг». Для обличения «империи зла» происшедшее было использовано
«на всю катушку». В СССР это трагическое происшествие помнят до сих пор.

  Но спустя пять лет, 3 июля 1988 года, американский крейсер «Винсенс» сбил зенитной ракетой иранский пассажирский лайнер А-300, летевший по международной трассе, причём находившийся ещё над иранской территорией. Погибло 298 человек.

  Американцам просто «показалось», что действия самолёта носят угрожающий для крейсера характер. Никто из американцев, с которыми мне довелось общаться, ничего не знал об этой трагедии.
Они не читали об этом в газетах, не видели телерепортажей и воспринимали неприятную для них информацию с откровенным недоверием…

Вячеслав Штепа, 2000

С САЙТА HTTP://WWW.MRWOLF.RU/



  
Tags: #Советскаяавиация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments