fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Живая революция и мёртвый Троцкий в «Стенограмме» Кургиняна

Дмитрий Тёткин
А гром пусть грянет— спектакль настанет…

Джугашвили, Ульянов, Бронштейн — словно бы на спиритическом сеансе проявляются в свете мощных театральных прожекторов.


Театр

На сцене почти ничего нет, чуть белесая трибуна (на которую иногда символично падают контрастные тени пламенных ораторов), античный хор-кордебалет актёров-стажёров, и два с половиной часа вашей жизни: сокращённых монологов революционеров со стихотворным комментарием Сергея Кургиняна. После, как заведено, зал аплодирует стоя. Разве это не театральность?


Строго говоря, мне посчастливилось побывать на открытой репетиции, сам спектакль, если я
не ошибаюсь, будет показываться с сентября. Спектакль являет собой, вероятно, оживлённую версию спектакля, который был поставлен ещё в годы перестройки. Сейчас идёт со студийцами, то есть молодыми актёрами. И уже в этом есть некоторая парадоксальная любопытность.

  Совсем зелёные, точнее, красные неактёры-актёры играют, точнее, читают что-то про самых ярых борцов за светлое будущее человечества. В отдельно взятой стране или целиком. Так или иначе есть что-то бесконечно трогательное в «непрофессионализме» при революционном порыве… Ведь не исключено, что они почти ровесники революционеров, чьи тексты читают. В этом театре сложно представить себе «актёрскую индивидуальность» в смысле джазового оркестра.

  Что кто-то вдруг отобьётся от линии роли, пересечёт двойную. Здесь все выполняют важное задание, пусть без ледоруба, но с не меньшей трепетностью и чёткостью. Каждый должен вовремя ударить кулаком, сделать жест, что-то громко сказать… Мистериальность складывается из сюрреалистичности происходящего.
2017 год, если я не ошибаюсь. Центр Москвы…

Тема античности, вероятно, крайне важна для создателя (создателей?) спектаклей по разным причинам, прежде всего из соображений «большой истории», попытки вписать события революций начала XX века
в общемировой исторический процесс, соединить связь времён, рискну даже предположить, что это вообще одна из ключевых мыслей — рассматривать всё в очень глобальном смысле, на гранях между мифологией, фактами, интерпретациями, личными образами…

  Возможно, античность важна и как усреднённая планка общегуманитарной культуры. Темы спектакля: революция, особая судьба отечества, метафизика… Современность и история. Образы «нэпа», «материальности», «мещанства», «низа», «продажи высоких идеалов за чечевичную похлёбку»…
Про это можно прочитать в текстах режиссёра-политолога.


Среди небольшого набора реквизита фигурируют, например, ножницы… Забавно, что они оказываются почти ключевым образом — это и пресловутый ледоруб, и ножницы, которыми подстригают в монахов (читай, в молодых революционеров и, что интересно, — для молодых студийцев это, вероятно, действительно оказывается реальной инициацией), тут вы можете посмотреть ритуал принятия
в катакомбы, коммуну, театр…

  Это острая и больная тема. Где проходят грани между церквями и сектами, авторитаризмом и волей вождя, и общим порывом… Каждый отвечает для себя сам. Но как хочется иметь кого-то, кто всё понимает и объяснит, кто может вести за собой, в кого можно верить, а иногда и с чьим именем умирать…



Ирина Штенберг «Организация тифлисского социал-демократического комитета по предложению товарища Сталина»

 Возможно, для многих эта околотеатральная среда оказывается надеждой на смысл жизни,

на заполнение вакуума, на какое-то человеческое сосуществование. Но вернёмся к ножницам. Это ещё и ножницы судьбы (говоря об античных прядильщицах мойрах) и, совсем уж комично, но правда, это ещё и «ножницы цен», про которые говорил и сам Троцкий прямым текстом…

Собираясь писать рецензию, я посмотрел (нет, не все сто томов партийных книжек Троцкого),
но фотографии… История (которую я никогда не знал) совершенно меня парализует, хочется вроде бы простых ответов, а чем больше ты узнаёшь, тем, в сущности, больше вопросов. И дело не в том, что архивы засекречены, а фотографии отретушированы.

  История «пророков революции» более чем драматична, тут на вторых ролях и Фрида Кало, и почти безвестная Сильвия Агелоф («троцкистка», которая стала любовницей агента, который и убил Троцкого — крохотная личная драма на фоне мировой революции)…


Короче говоря, сладостный ужас истории открывается всем желающим во всей свой срамной наготе - от расстрельных подвалов до пенсне и котелков философских пароходов… И конечно, сотен томов книжек партийных и не слишком. Вопрос только в том, кто и как готов в это погружаться. Чтобы что-то понять…

  Если вообще в истории есть хоть какой-то смысл… Порою кажется, что это только кровавая мясорубка, лицемерный бармен, который взбивает кровавую пену опьяняющих коктейлей власти. И на каждого «пацифиста» найдётся «тиран» и «душегуб». Не с этой, так с другой стороны…


Последнее публичное выступление вождя. В. И. Ленин произносит речь на пленуме Моссовета

 Внутри спектакля, как и почти во всех спектаклях театра, довольно много дерзких режиссёрских жестов, скажем, шаманское прочтение-камлание «Скифов» Блока, который слушал музыку революции, а не только встречался с незнакомками…


Мне вот после таких спектаклей становится крайне интересно узнать больше про то, что было «на самом деле» ‑ и в буквальном смысле, и в смысле отражений в творчестве. Почитать Платонова, например… Разные дневники, воспоминания.

  Я родился в городе, где над проходной завода, который производил «изделия», висел портрет Лаврентия Павловича. В одной книге воспоминаний мне попалось реплика, где рассказчик делится тем, что когда стало известно о его «снятии», то какое-то время никто не решался идти снимать портрет…

  Сколько в этой истории правды — вопрос открытый, но кажется, что в отечестве чехарда с портретами, красной краской на памятниках и прочими нюансами будет продолжаться ещё долго. В конце концов, пинать мёртвых львов — забавное развлечение.


Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.





 
Tags: #Рецензия, #Стенограмма, #Театрнадосках
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments