fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Форма «изначальный конфликт» в европейской культуре

Вполне себе, кстати, философский вопрос. Проявляющийся на всех уровнях, вплоть до бытового.

Думается, никто не будет возражать тому, что разнообразные «способы конфликта», а именно:

Бога и Дьявола, Добра и Зла, Тени и Света, Белого и Чёрного, Динамики и Статики, Мужского и Женского, Льда и Пламени, Сна (Иллюзии) и Реальности, Поэзии и Быта, даже Физиков и Лириков, или Текста и Музыки, и так далее, и так далее –

  все эти способы кардинальных, принципиальных и нешуточных противоречий – в конечном итоге долженствующие прийти к какому-то завершению, хотя бы этапному – в общем, все они и составляют одну общую форму взаимодействия отношений  в европейском способе мышления как таковом.

Но это, всё-же, не «хаос», и не «война всех против всех».


Форма здесь заключается в следующем:
В двух словах, изначально данное неравновесие  двух сил  должно нас привести к какому-то (даже
необязательно равновесному и положительному) результату.

 Правда, всё же в классическом идеале  оно должно привести к Гармонии содействия этих двух начал
(классический пример – постулат «в спорах рождается Истина»).

 В романтическом идеале – уже, «в итоговом результате», может быть всё что угодно.

Условно говоря, главных «персонажей» может быть и гораздо больше, чем два. И  каждый из них  может носить в себе самом ещё несколько мешков собственных противоречий и контрапунктов.
Но, однако, первый конфликт, за которым обязательно будет следить наше внимание, конфликт
основополагающий.


Соответственно в этой макро-смысловой  форме  и выстраиваются все взаимоотношения в известной нам Европе (и в Америке, которая основана на упрощении всё того же европейского мышления). Даже
в Европе современной. Несмотря на все её выверты последних десятилетий: ведь от физических, психологических, или астрономических законов  уйти, наверное, здесь, в обозримых пределах, никому
не удастся.

  Есть, правда  уровень эстетический, но это особый мир, особая реальность. В музыке, например,
 на основе именно этой конфликтности  выстроена сонатная форма – основная, самая сложная и разветвлённая из всех имеющихся музыкальных форм.

Американское влияние – да, оно тоже есть, и оно настолько же неизбежно, насколько неизбежно влияние на человека  его alter ego. Но это уже – не конфликт, а диалектика.


[p.s. 19/07/2017_________]p.s. 19/07/2017_________

Одна из современных американских модуляций этого принципа – создание "конфликта":  столкнуть лбами бывших друзей и братьев между собой, для того, чтоб было чем заниматься чьим-нибудь войскам. Выгодный бизнес – война на Украине.



Но мы отвлеклись.



***
Восток – «дело» не только «тонкое». Здесь  нет «изначально данного» конфликта, требующего уравновешивания.

Здесь  всё начинается с некоего эпического «загадочного» покоя, требующего ключа к разгадке. Здесь интрига  именно в этом. «Открой личико, Гюльчатай!» (Кстати, европейский ориентализм этот уровень отношений вполне освоил.) Здесь может и не быть «динамики конфликта», вполне будет достаточно и «динамики танца» (то же – динамика песни или молитвы, то есть – динамика жанровая).

 Но – он вполне может и быть ; конфликт  совсем даже здесь не возбраняется. Однако он не является здесь определяющим.

Важный момент – здесь ничто не начинается «вдруг», без изначального вступления, «погружения в атмосферу». Без этого с вами не будут ни разговаривать, ни  тем более  петь или играть.

Уровень дифференциации конфликтующих сторон, присущий Европе, – в Азии просто «разлит в воздухе», и может означать всё, что угодно. Не лишне напомнить, кстати, что  и десятичная система счёта, и цифры как таковые  в европейскую письменность и мышление перекочевали из арабской культуры.

 То есть, если кто думает, что «научный» способ мышления не присущ Азии,  тот сильно заблуждается. Наука здесь очень органично входит и в поэзию, и в быт. В Азии не в чести лишь «наукообразие» (что, кстати, вполне котируется в Европе).

 Эта «пародия на науку» на Востоке  удостаивается просто презрения и осмеяния. А также  удостаиваются того же – невоздержанность, чрезмерность. Здесь этика – прежде всего. Всякого рода «романтические страсти», если они не основаны на мудром, божественном спокойствии, обречены на провал.

***


Пограничная – и в прямом, и во всех других смыслах  Россия  вполне естественно сочетает в себе влияния и Востока, и Запада. И тот,  и другой  способы мышления (условно: «конфликтный» и «эпический») – здесь являются плоть от плоти  органичными.

Однако, смотрит она, довольно часто – не вправо и не влево.

Она  иногда  смотрит вниз, потупя взор, как виноватая невеста.
Но потом  всё-же  она начинает смотреть вверх.
В сторону Восхождения.
В сторону Бога.


Tags: #Культура, Запад, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments