fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Круг чтения: К.Г. Паустовский.


Секреты «Корзины с еловыми шишками»

«Читайте, читайте и читайте, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг». (Паустовский)

Ответ на вопрос, почему рассказ был назван именно так - «Корзина с еловыми шишками» - сводился
к следующему:

а) если бы Дагни не пошла за шишками в лес, она не встретила бы Эдварда Грига;

б) композитор помог девочке донести тяжёлую корзину, так началось их знакомство;

в) девочка понравилась Григу, и у него появилась мысль написать музыку для Дагни.

План рассказа был, примерно, таким:

1. Встреча в лесу
2. В доме Э.Грига
3. Дагни на концерте.
4. Долгожданный подарок.

Но было ощущение, упущено что-то важное в тексте. В чём же секрет названия?  Почему именно "Корзина с еловыми шишками" !

Заголовок – это не просто слова:
Эти слова всему голова.

Значит, за разгадкой тайны "Корзины с еловыми шишками" надо обратиться к главной идее содержания.
А она заключается в следующих словах Грига, обращённых к Дагни:


- «Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна».

К этой мысли ведёт нас писатель. В конце рассказа мы слышим тихий голос Дагни:
«Слушай, жизнь, я люблю тебя». Девушка счастлива!


Двигаемся в обратном направлении.

Дагни благодарна композитору за музыкальный подарок, который был обещан ей десять лет назад
во время встречи в лесу, когда Э. Григ помог ей донести тяжёлую
корзину с еловыми шишками.

Автор не случайно несколько раз повторяет, что корзина тяжела. А вот слова К.Паустовского, звучащие как «завещание» нам: «Читайте, читайте и читайте, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг».

Это значит, что вчитываться необходимо в каждое слово писателя. Только тогда станет понятен смысл названия, в котором тяжёлая корзина – это трудная жизнь Дагни, её безрадостное детство.

Это первый секрет писателя. Вот как  он описал эту встречу.

«Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку (ей восемь лет) с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки. Он предложил свою помощь: "А теперь давай корзину. Ты её едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом… " Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжёлая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых… Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из неё вываливались шишки".

А вот несколько коротких фраз о жизни Дагни.

  В доме есть «маленькая стеклянная лодка (у дедушки), вышитая скатерть, рыжий кот, старая мамина кукла, когда-то она закрывала глаза... А теперь она спит
с открытыми глазами
».


Здесь единственный раз упоминается мама ребёнка. Видимо, её нет. Нет материнского тепла и заботы (иначе бы её не послали одну в лес собирать тяжёлые еловые шишки), девочке не дарят игрушки, ей нечем и не с кем играть.

  На ней лежит обязанность
по уборке дома. Поэтому она и хотела сразу же получить подарок от композитора и не поняла, почему тот отсрочил его на десять лет.

Дагни добрая девочка. Она жалеет старую куклу и больного дедушку.
  Может быть, шишки с целебным запахом хвои и смолы помогают ему дышать. Но, главная мысль экспозиции - радости и счастья в жизни маленькой героини нет.


Описание осени и состояние девочки контрастируют друг с другом. Потому что красоту природы видит автор и Э.Григ, а печаль девочки выражается в её словах, вздохах и коротких взглядах. Потому композитор и решил написать для неё музыку, которая изменила бы её мироощущение, сделала её счастливой.
 

Иллюстрация Екатерины Чудновской точно передаёт настроение и характер первой части рассказа.  

Второй
секрет рассказа в следующем: композитор спрашивает девочку:
- «Как зовут твоего отца?»
– Хагеруп,–ответила Дагни.

  В переводе со скандинавского языка это имя означает «герой», но самое главное то, что полное имя композитора - Эдвард Хагеруп Григ!
Об этом умалчивает писатель, но можно предположить, что он хотел сказать, что музыкант становится как бы «духовным» отцом девочки. Перед расставанием он «пригладил волосы девочки». Это «родительский» жест. Когда писатель называет жилище Грига домом «дровосека»
( в нём нет ничего лишнего, как и у отца Дагни – лесника Хагерупа), он указывает на их близость к Дагни и родство взглядов.


Во второй части рассказа композитор-«волшебник» сочиняет музыку для Дагни. Он представляет её то девочкой, баюкающей тряпичную куклу, то Золушкой, в заштопанном платье и обиженной сёстрами. Но постепенно девочка становится девушкой с зелёными сияющими глазами, и вот уже появляются хрустальные туфельки, и впереди - встреча с прекрасным – с музыкой, со счастьем!

К. Паустовский вкладывает в уста Э. Грига главную мысль рассказа, обращённую не только к Дагни, но и ко всем нам, об удивительной красоте жизни. А далее композитор добавляет, что он счастливее Дагни, потому что «отдал молодёжи жизнь, работу, талант. Отдал всё без возврата». Это  другая, более высокая, "героическая" сторона счастья. Не всем она дана, но среди выдающихся людей можно назвать К.Паустовского и Э.Грига.




В заключительной части рассказа Дагни на концерте слушает музыку, написанную для неё.
Её охватывает чувство благодарности к композитору, который когда-то помог ей донести корзину
с еловыми шишками (появляется связующая нить с первой частью), а теперь открыл перед ней
«то прекрасное, чем должен жить человек».





Писатель показывает, как «занимается северный рассвет, как мучительно рождается новая Дагни.
«Дагни сжала руки и застонала от неясного ещё ей самой, но охватившего всё её существо чувства красоты этого мира.

Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.

«И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами
на огни пароходов. Нильс, стоявший поодаль, услышал её смех и пошёл домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что её жизнь
не пройдёт даром».


Думаю, что план рассказа может быть таким:

1.Корзина с еловыми шишками (безрадостное детство Дагни). Обещанный подарок.
2.Э.Григ музыкант – «волшебник».
«Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она(жизнь) удивительна и прекрасна».
3. Дагни на концерте. Благодарность композитору, он открыл "то прекрасное, чем должен жить человек".

4.«Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя».
« Её жизнь не пройдёт даром».

Мой комментарий.

Два плана одного рассказа при сопоставлении наглядно показывают разницу восприятия одного и того же произведения. Поверхностное чтение не позволит ребёнку (а потом и взрослому) понять замысел писателя во всей его многогранности и глубине. Вчитываться и размышлять, не пропуская ни одной строчки - к этому призывает нас замечательный писатель.


Автор: Вершинина Тамара Борисовна

Спасибо автору за подробный образцово-показательный разбор рассказа.

В качестве приложения - видео С. Агаповой.

(3 мин)


Источник



Tags: #Круг чтения:Паустовский, Видео
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments