fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Чистописание:


От клякс - к каллиграфическому письму...

Очень нас, первокурсников, распотешил поначалу предмет – чистописание в программе педучилища. После  конкурсных экзаменов (14 человек на место) мы настроены были на неимоверные сложности в учёбе, а тут на тебе...


Ну вот, представьте себе, на первый урок чистописания входит в класс великан с крупными чертами лица, с густой чёрной шевелюрой,   на удивление лёгкой походкой проходит к учительскому столу и, очень низким голосом пророкотав короткое приветствие, излагает нам свои строгие требования к уроку.
А потом мелом на доске показывает нам образцы различных шрифтов, которые мы за год должны были освоить.



Причём он почти не двигает рукой, в которой непонятно как держится крохотный на её фоне мел, а между тем на доске возникают такие чудесные образцы письма, что после урока жаль  стирать их с доски.

 И вот с тех пор ко мне  пришло и сохранилось навсегда понимание того, что учитель должен быть образцом для учеников во всём и всегда: говорит он или пишет – не имеет значения. Дети охотно подражают своему учителю, который сам умеет красиво писать и их обязательно этому научит.



И конечно, без прописи трудно детям выработать каллиграфический почерк.
Классический вариант  прописи – это  упражнения, направленные на постановку почерка. Принцип построения прописей позволяет также запомнить приём написания элементов, из которых состоят буквы, тренирует руку в письме, вырабатывает определённые навыки:

1. Грамотно писать элементы букв, буквы, их соединение с помощью вспомогательных линий.
2. Усвоить порядок букв в алфавите.
3. Закрепить различия понятий «звук-буква»:
- звуки мы слышим и произносим,
-  буквы мы видим и пишем.
4. Выработать правила культуры письма: как сидеть и как держать ручку.
5. При письме активно развивается мелкая моторика, которая оказывает влияние на развитие мышления, памяти, координации, ловкости, наблюдательности и воображения.



Ясно, что разборчивый и  даже красивый почерк вырабатывается постоянными упражнениями. Но в результате
в характере малыша формируются и укрепляются такие важные для успешной учёбы  качества как усидчивость, терпение, аккуратность.


Работа с прописью – занятие не из лёгких. Ребёнок, старательно выводя элементы букв, задействует все ресурсы внимания и не может контролировать правильность позы при письме. А потому на первых порах забота о правильной осанке ученика ложится на плечи родителей. Напоминать постоянно и настойчиво, садиться рядом, поглаживать и постукивать, хвалить за малейшие успехи и постоянно самому помнить об этой своей родительской обязанности. Помогут выработать правильную осанку и домашние спортивные уголки: перекладина, физкультурная палка - комплексов упражнений много предлагается в интернете.

Всем своим близким и друзьям я не советую слишком полагаться на школу в её теперешнем виде. Есть вещи, которые должен знать ребёнок вне зависимости от уровня, задаваемого нашими реформаторами ( я много писала о войне со школой)  Среди этих вещей - умение бегло и осмысленно читать и по максимуму овладеть письменной речью, в том числе грамотным каллиграфическим письмом.

В помощь родителям  предлагаю советский учебник "Методика чистописания" Н. Н. Боголюбова, изд. 1955 года.


В приложении к учебнику есть прописи по чистописанию, иллюстрирующие содержание и порядок занятий в 1, 2 и 3 классах. (продублированы в цвете). Можно бесплатно скачать в качестве руководства домашним процессом освоения знаний.  Для своих я уже скачала.:)

Всем успешного общения с детьми и положительных результатов в сотрудничестве с ними.




В ближайшей публикации я продолжу разговор об организации учебной работы дома, в частности - о правилах ведения рабочих тетрадей по письменным предметам.

Tags: #Чистописание
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments