fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Хранители памяти.

На прошлой неделе  Областной  краеведческий музей  отмечал юбилей: 25 лет назад, 18 сентября 1992 года, ему было присвоено имя Петра Алабина. Музей тогда находился в костёле.  До этого в костёле был антирелигиозный музей.  А потом сюда переехала коллекция прялок и чучело лося.




Как будто вчера…

После августовского путча прошёл год, уже была распущена КПСС, и посреди города стоял  огромный Ленинский Мемориал.  Он  был брошенный. Пустой, гулкий и тревожный.  Где-то наверху за него шла драчка.

И я очень хорошо помню, как сидя на мраморных ступенях главной лестницы, говорила, глядя в телевизионную камеру: 
-   Не трогайте его. Вы же видите, что это храм. Это чужое капище. Вы кричали на митингах о том, что большевики  устраивали в церквях овощехранилища. И мы соглашались с вами. Мы тоже считали, что так поступать – это скотство.     Зачем же вы собираетесь сделать то же самое?


В Татарстане уже было принято решение о реорганизации Мемориала  в национально-культурный центр «Казань».  Оба Мемориала, наш и Казанский, были построены к 110-летнему юбилею Ильича.    Через несколько месяцев в Москве Президент Ельцин закроет Центральный музей имени Ленина. А Петербург Ленина не сдал.  Анатолий Собчак издал распоряжение: «На базе музея В. И. Ленина создать  Государственный историко-мемориальный Санкт-Петербургский музей В. И. Ленина».

И Ульяновск свой Мемориал не отдал. Я была там совсем недавно. Грандиозное сооружение!  И туда  всё время идёт  нескончаемый поток туристов.

Знаете, куда в Самаре идут туристы, и наши, и уж тем более иностранные? В Бункер Сталина  и Дом-музей Ленина. А вы как думали?  Но тогда, после Путча, Самара решила, что человек, поставивший на дыбы планету Земля, ей  не интересен.  То ли дело городской голова Алабин!

В общем, здание  Мемориала отдали краеведческому музею имени Алабина. Видно, такое счастье краеведы получили за долгие мытарства.  Советские люди строили Мемориал с таким размахом, с применением  суперсовременных технологий, что и сегодня   для  любого музея это-мечта!  В нем 2500 кв.м экспозиционных и выставочных площадей, кинолекционный зал на 270 мест, библиотека. Здесь художественная мастерская, фотосалон, кафе и информационный центр.

Тогда это показалось компромиссным решением. Хоть глумиться не будут.  Никакой ведь идеологии. Ну, что там особенного? Прялки и чучело лося.


Что показывают детям?

Вряд ли кто-нибудь ожидал, что  краеведческий музей  прямо в Мемориале, на белом мраморе,  начнёт бойко торговать рассадой.    Ленина тряпочкой не прикрывали, и  он смотрел с огромного панно, как торговцы раскладывают шампуни, стройматериалы, лекарства… И было совершенно непонятно, чем же отличается этот  базар в Мемориале от овощехранилища в  разгромленном  храме.



Сейчас  на мемориальной площади  торгуют картофелем и арбузами.


Экспозиция жмётся вдоль стен. Может быть, чтобы не занимать торговые площади. А  может быть, потому, что краеведы так и не смогли освоить пространство этого    здания, для которого архитекторы нашли такое неожиданное решение.    Здесь не было  отдельных залов. Здесь в единое целое должны были сливаться мозаика, витражи, горельефы и  монументальные произведения искусства, и всё вместе – звучать могучей симфонией.

Но давайте посмотрим, какую память о прошлом самарские краеведы  решили передать будущим поколениям?  Тем самым деткам, которых водят сюда целыми классами.  Картинка всегда убедительнее слова: они же видели всё своими собственными глазами!  С визуализацией  здесь  работают ловко.

Этнографический раздел «Четыре стола. Жизненный круг народов Поволжья».

Манекены, одетые в национальные костюмы, изображают главные вехи в жизни человека: рождение, совершеннолетие, свадьбу, поминки.  Русские, чуваши, татары, мордва, каждый представляет свой обряд. «Совершеннолетие» представляют… украинцы. Я ничего не придумываю. Именно так указано в описании экспозиции на сайте музея.



Вышиванка с чёрно-красным орнаментом  не оставляет никаких сомнений)))


Любопытно, откуда они взяли в Российской империи «украинцев», которые всегда были у нас малороссами? И с какой это стати малороссы,  наряду с мордвой и чувашами,   стали отдельным от русских  народом? Мы что – помогаем майданным скакунам писать их новую историю?

У детей это проскользнёт и  где-то отложится, а запомнят они картинку: праздные (никто не работает), красиво одетые крестьяне жили сытно, весело и богато.




В русской избе меня потрясли окна. Не   обычные дырки в чёрных избах, которые на ночь заслоняли дощечками, а три огромных  застеклённых окна. И непонятно: с какой стати крестьяне  вдруг пошли жечь барские усадьбы?
Плохой народ. Неблагодарный.


Вся экспозиция делится на две части. Первая, та, что до Революции, - светла и прекрасна.   Лица чисты, вещи изящны. Всё  в стилистике  «Как упоительны в России вечера, и вальсы Шуберта, и хруст французской булки».

Революции как таковой не представлено.  Просто сразу – чёрный кошмар социализма.


Ватники

Советскому Союзу посвящены две экспозиции: Гулаг и Война.  Нет ни пятилеток, ни комсомольских строек. Нет  ГЭС, ВАЗа и пионерских лагерей. Космоса нет, самолётов нет…   Следующим поколениям  вдалбливают  в память: СССР – это страшно и темно.

Военная  экспозиция, прямо скажем, бедненькая.  Это при  нашей-то истории!





И можно было пожать плечами и пойти дальше, если бы не панно.  Победе посвящена большая многофигурная композиция. Я насчитала больше  сорока  фигур,  но улыбаются и хоть как-то выражают радость, только двое. Остальные стоят  с застывшими лицами.  Слепые, безногие, в тюремных робах олицетворяют глубокую скорбь.
В принципе, на нас давно пытаются прикрикнуть: «Русские, нечего тут радоваться и чувствовать себя победителями. А ну-ка быстренько  скорбеть и плакать! Шнеллер!   Плакать и скорбеть!»









Мы-то плевать хотели. Но вот дети… Что там уложится в детских головках, когда они будут смотреть на это панно?

И следом - ГУЛАГ. И снова  ватники, только ещё чернее, ещё страшнее.






Раздел «Бывшие люди» - бытовые портреты репрессированных  под издевательским заголовком « Кто славен и знатен в стране социализма». Рядом раздел «Члены семей изменников родины», и тоже портреты. Над каждой витриной – герб Советского Союза. Больше вы его нигде не увидите, только здесь. Чтобы дети точно запомнили: СССР - это безвинные жертвы. То, что они безвинные подразумевается само собой. Как сказано в описании экспозиции: " Руководство страны стремилось избавиться от всех свободно мыслящих людей».

Так можно было говорить 25 лет назад, когда страна  всё принимала на веру. А сейчас уже открыты архивы, опубликованы документы, и   очень многие «свободно мыслящие люди» на поверку, оказываются серьёзными преступниками.   Вот список  расстрелянных в 41 году в Барбыше «без суда», который выложен в витрине.





№1. Розов Давид Аронович, зам наркома торговли СССР. Получив  полмиллиона долларов на приобретение проекта американского линкора, задание не выполнил, смог отчитаться только за 50 тысяч. Это были безумные, немыслимые деньги, которые страна оторвала от голодных детей, потому что нужно было готовиться к будущей войне. Даже
в архив нашим краеведам  ходить  не надо: об этом была огромная статья 
в «Коммерсанте».

№2. Голощёкин Филипп Исаевич. Дело №100203  тоже опубликовано.  Как сказано в материалах  уголовного дела,  Шая Ицков (Голощёкин – псевдоним) был не только «свободно мыслящим человеком», но и цареубийцей – он руководил расстрелом  царской семьи.  Но взяли его не за это, а за «перегибы в коллективизации». Шая Ицков так зверствовал в Казахстане, что уморил   половина населения. Ради бога - всё давно опубликовано и открыто!

И так – по всему списку. Неужели краеведам так трудно было заглянуть в архивы и написать правду про то  сложное и великое  время?  Почему у них только одна краска – чёрная? Такой кондовой чернухи, бьющей на эмоции, я, право, давно не видела.

- Знать ничего не хотим, - скажут наши краеведы,- суд всех реабилитировал!

Отлично. То есть мнение суда для вас является решающим. Тогда давайте будем последовательны. Реабилитировали пачками, дела закрывали тоннами. Всех обелили. А вот Колчаку в реабилитации отказано.  Дважды отказано. Слишком много  крови на этом военном преступнике. И как тогда прикажете понимать  слова  учёного секретаря музея Алабина Д.А. Сташенкова: «Экспозиция трактует гражданскую войну как величайшую трагедию народа. Это противостояние двух выдающихся личностей М. Фрунзе и А. Колчака».

  Эти слова выложены на официальном сайте музея. Надо ли их понимать так, что вскоре мы увидим экспозицию, которая трактует Великую Отечественную, «как противостояние двух выдающихся личностей Гитлера и Сталина»? 


И тогда понимаешь, что  скандал в подвале дома Курлиной, о котором гудел потом весь город, был совсем не случаен.  Там располагалась чешская контрразведка, а в подвале  казнили арестованных. В «Ночь музеев» работники музея имени Алабина  оживили  страшное прошлое этого подвала. Только в роли палачей предстали
не чешские интервенты, а…  пьяные красноармейцы, которые лузгали семечки, играли в карты и тащили к стенке безвинные жертвы.


Беда у нас с работниками культуры, ох беда… Новости культуры сегодня мы узнаём из криминальных сводок. «Борцов с тоталитарным режимом»  хватают за вороватые ручонки.  А сегодня уже бушуют толпы у кинотеатров. Что ж вы творите, работники культуры…  Вы хоть понимаете, что вы творите?!

…Экспозицию «Большой Террор» заметили и поощрили. «Шведское агентство международного сотрудничества и развития» (Styrelsen för internationellt utvecklingssamarbete) – SIDA/СИДА  наградило работников музея Алабина премией. Сейчас в Россию закачиваются сотни миллионов шведских крон. СИДА пытается играть активную роль на российском оппозиционном поле, самым перспективным политиком они считают Алексея Навального.  Представители королевства Швеции очень хвалили музей Алабина за экспозицию «Большой террор», похлопывали краеведов по  плечу и говорили: «Ка-ра-шо!»





…  А Ленин смотрит со стены. Его портрет, как фреска, случайно  уцелевшая   на стенке овощехранилища. Каким замысливали Ленинский Мемориал его создатели? Это был гимн величию народа, его свершениям и победам.
Это была песня, застывшая  в камне, песня гордости за свою страну.


Сегодня в разрушенном храме учат ненависти. И  дети, чьи сердца готовы бороться со злом, с горящими  от гнева глазами  пойдут в штурмовики Навального.

Всё идёт по   дьявольскому плану. Всё идёт «ка-ра-шо».


Оригинал взят у dunya_lebed в ХРАНИТЕЛИ ПАМЯТИ


Оригинал взят у ihlmhf в ХРАНИТЕЛИ ПАМЯТИ
Tags: #Хранители памяти
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments