fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Уроки на дом: нужен ли России финский опыт?

Интересный и актуальный вопрос обсудили в пресс-центре АиФ-Челябинск общественники и эксперты. Речь шла
о перегруженности школьников домашним заданием и о том, не отказаться ли российским школам от него вовсе. Примечательно, что проблему перегруженности детей признали все собравшиеся. По сути, они констатировали, что таковы сегодняшние реалии.



 Принцип отсутствия домашних заданий, существующий
в финской школьной системе, невозможно применить для российских школ.

  Отечественная система образования ориентирована
на фундаментальность знаний, а финская —
на практические навыки.

  Об этом заявила директор челябинского лицея-интерната для одарённых детей  Ирина Рузаева на круглом столе «Зачем нужны домашние задания?», состоявшемся
13 октября в пресс-центре «Аргументы и факты».

«Ставится вопрос, почему мы не можем перейти на финскую систему. У них другая система образования, ориентированная на практико-ориентированные методы. У нашей системы — ориентированность
на фундаментальность знаний»,
— пояснила педагог.

Выпускник российской школы должен знать химию, физику, математику, русский язык, историю, даже если выберет гуманитарное направление деятельности, отметила Рузаева. Педагоги же в такой системе поставлены
в определённые рамки — они отвечают за качество знаний.


Поводом для встречи экспертов стали публикации в сети, в которых родители школьников жалуются на большую загруженность детей домашними заданиями. Так, в одной из заметок, собравшей большое количество комментариев и широко растиражированной другими пользователями, говорится о «комплексе материнской вины» (речь идёт
о заметке 
"Я не хочу по вечерам делать с ребенком уроки" в Facebook Елены Скачко, мамы девочки-подростка - прим. Yurgita).

Мать школьницы признаётся, что не может заставить дочь-подростка делать уроки, не может и постоянно помогать ей с заданиями, так как устаёт после работы и хочет по вечерам пообщаться с близкими. Женщина приводит пример многих стран, в том числе Финляндии, где уроки на дом не задают.

Проблема перегруженности российских школьников действительно существует и ни для кого не является секретом, отметила декан факультета подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Наталья Лукиных. Она добавила, что задуматься о ежедневном графике ребёнка стоит и родителям, которые зачастую не позволяют школьнику садиться за уроки без их контроля, в результате чего процесс затягивается до позднего вечера.

«Мы очень редко даём детям право на ошибку», — отметила она и пояснила, что детям стоит делать уроки самостоятельно, пусть даже ошибаясь.


Начальник отдела начального, основного и среднего общего образования Минобразования Челябинской области Михаил Елагин сравнил перегруженность школьников с гипервитаминозом, когда организм страдает
от переизбытка веществ, жизненно необходимых в небольших дозах.

«У нас есть санитарные нормы и правила, в которых очень чётко определён объём домашних заданий. Во вторых и третьих классах — 1,5 часа, в четвёртых и пятых классах — два часа, шестые — восьмые — 2,5 часа, девятые-одиннадцатые — всего 3,5 часа в день», — сказал специалист.

Сегодня родителям нужно заботиться о навыках, которыми обладает их ребёнок, считает Ирина Рузаева. Речь идёт
о самоорганизации, ответственности за результат своей деятельности, о понимании ребёнка, что он успевает или
не успевает, а также о том, чего именно он хочет достичь сам, пояснила она.


По мнению эксперта, выполнение уроков — в большей степени обязанность самого ребёнка, а не родителей. Кроме того, современные родители зачастую весьма амбициозны и сами перегружают школьника дополнительными секциями и занятиями.

«Нынешняя форма образования перестроена так, что существует развиваемый — ребёнок — и сопровождающий — тот, кто развивает этого ребёнка. Все слышали такие термины как наставничество, тьюторство, сопровождение.   Но сейчас эта роль сопровождения в итоге перекладывается на родителей», — отметила председатель регионального отделения общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» Екатерина Забачёва.

По словам эксперта, лишь некоторая часть родителей может себе позволить не работать и всё свободное время уделять обучению ребёнка, но большинство — не может. Им приходится, возвращаясь домой в восемь вечера, садиться с ребёнком за уроки.

«Перегрузка детей — это следствие перегрузки школ. Очень много проверок, экспертиз, очень много ожиданий», — отметил  Марс Вахидов, преподаватель химии в лицее № 77.

Педагог удивился попытке сопоставить школьные системы России и Финляндии.


«Как можно сравнить с финской школой… Какая задача у Финляндии в мире и какая — у России. Перед Россией какая задача? У нас добрая традиция — «мы рождены, чтоб сказку сделать былью», — сказал он, пояснив, что каждый родитель хочет выдающихся успехов своего ребёнка в какой-то из областей.

Кроме того эксперты посоветовали родителям, чьи дети перегружены заданиями, попытаться перестроить распорядок дня, учить детей управлению собственным временем и следить за учебными планами, которые есть у каждой образовательной организации. Педагоги также призвали родителей школьников стремиться к диалогу со школой.



Источник: ИА Regnum

Также по теме: Осваиваем учебник РВС по арифметике
Tags: #Образование, Задания на дом?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments