fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Советы родителям: воспитываем книголюба


Всем лучшим во мне я обязан книгам
/Максим Горький/

Сверхсложного в этом нет ничего. Самое главное - понять важность этой работы для ребёнка. Особенно теперь, когда надеяться на школу, увы, не приходится. Дети сами научатся выполнять эту полезную для расширения кругозора и привития общеучебных навыков работу. Нам же надо постараться заинтересовать их, "поставить на рельсы", периодически закреплять умения на новом тексте, стараясь не отступать от рекомендаций (ниже).



«Работа над текстом. Общие методические положения (аксиомы)».


В чём заключается специфика изучаемого текста?



Образ как основной носитель содержания и формы произведения;

Слово, язык как главенствующий источник изобразительно-выразительных средств словесно-художественного живописания;

Невещественность словесно-литературных образов, которая требует от читателя особой нацеленности и сосредоточенности на активное подключение творческого воображения, фантазии, ассоциативного мышления.

Вот эта специфика диктует особую структуру в работе над текстом.
Вне зависимости от жанра необходимо настроить детей на эстетическое восприятие художественного произведения.

Вводная беседа должна быть краткой и ёмкой.


  • Рассмотреть иллюстрации, предположить, о чём говорится в произведении.


  • Выписать на карточки малознакомые детям слова, а также ключевые слова для более полного понимания содержания.


  • Потренировать в чтении слов, сложных по звуко-буквенному  и слоговому составу. Направить внимание ребёнка на предстоящее чтение,  подогреть к нему интерес.


  • В доступной форме рассказать об авторе (некоторые сведения из биографии и творчества писателя).


Первоначальное чтение произведения занимает ключевую позицию, так как предполагает непосредственное восприятие детьми литературного произведения.

Для самостоятельного чтения вслух нужно, чтобы взрослый человек подготовил текст: карандашом обозначил важные паузы, стрелками отметил интонации (повышение/понижение голоса), поставил ударение в словах, в которых
при чтении может быть допущена ошибка. Подготовленный текст поможет детям читать без ошибок и сосредоточиться на содержании произведения.


Если произведение объёмное, можно читать его по очереди. Стихотворные тексты и басни лучше сначала прочитать взрослому или дать послушать их в записи мастера художественного чтения.

Разбор и понимание детьми содержания произведения – самый трудный компонент чтения.

На этом этапе нужно добиться углублённого проникновения в содержание и смысл художественного текста;
в пределах, доступных ребёнку, оценить прочитанное.

Для этого надо организовать условия для обдумывающего восприятия. Эта стадия очень важна и необходима для формирования серьёзного, взыскательного и эстетически развитого читателя.






Обдумывающее восприятие усиливает и углубляет целостность представления о произведении. Чтобы это произошло у детей, нужно вызвать деятельную и напряжённую работу мысли и воображения, творчески подойти к разбору образного содержания текста.

1. Сочетание различных видов чтения – выборочного, комментированного, выразительного

2. Постановка вопросов и заданий, которые строятся на сопоставлении отдельных частей или - с изученным раньше произведением.

3. Установление причинно-следственных связей и зависимостей, которые существуют между действующими лицами и их поступками.

4. Наблюдение над изобразительными средствами языка, которые использует писатель.





5. Задания, которые побуждают ребёнка выступить в роли «маленького писателя»: то есть писать сочинения на разные темы и в разных жанрах - от описаний какого-либо предмета, явлений до пейзажных зарисовок и небольших сюжетных рассказов на темы, созвучные прочитанному произведению.

Примерные типы вопросов и заданий.

- Хотелось бы тебе дружить с героем?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Почему герой поступил так, а не иначе? Это правильно, по-твоему?
- А что его вынудило поступить так?
- Что тебе нравится/не нравится в манерах поведения героя?
- Как он относится к людям?
- Не понимаю, почему все к нему так относятся. Можешь мне растолковать?
- А ты бы хотел лично участвовать в этих событиях?
- А кем бы ты хотел в них быть?
- А как бы ты вмешался в действие? Что бы предпринял?
- Как бы ты изменил события? Или не стал бы вмешиваться?
- А если бы герой учился в вашем классе?
- Из ребят класса есть кто-нибудь похожий на героя? Чем?

Все вопросы и задания ставятся так, чтобы ребёнок мог более пристально вглядеться и углубиться в картину жизни, нарисованную писателем.




Но художественное произведение - это не только картина, это и зеркало, всматриваясь в которое, можно лучше разглядеть  себя. Такие вопросы побуждают маленького читателя, вглядываясь в окружающую жизнь, которая нашла отображение в художественном произведении,  "приложить" то, что можно рассмотреть в литературных персонажах,
к себе, как бы смоделировать свои реакции и поведение, и таким образом обрести ценный жизненный опыт.

  Картины жизненных обстоятельств, разнообразных ситуаций, великое множество действующих лиц и персонажей, каждый из которых представляет собой неповторимый характер и непростую человеческую личность - встреча с ними, общение, мысли, чувства, возникающие при этом не только у опытного, но и у начинающего читателя, откладываются в сознании, в памяти ума и сердца, прямо или косвенно, исподволь влияют на нравственное, умственное, эмоциональное и эстетическое развитие ребёнка.

Нужно, чтобы подобное чудесное превращение буквенных знаков в живые образы, произошло обязательно.

Успешного сотрудничества с ребятами, дорогие мамы и папы!


Источник. Монография «Всем лучшим во мне я обязан книгам»
Т. Д. Полозова, Т. А. Полозова. М. Просвещение, 1990.

В. Г. Горецкий, М. "Просвещение", 1995
фото
Tags: #Воспитываемкниголюба
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments