fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Три искушения Христа: без простых решений

Сегодня, 27 января, отдание праздника Крещения (Богоявления). Евангелисты согласно отмечают, что сразу после Своего крещения «Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал».




Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872


По поводу искушений Христа сатаной написано множество толкований. Особую известность сюжет получил благодаря роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы», где словами инквизитора разъясняется суть дьявольских искушений:

«Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков, для их счастия — эти силы: чудо, тайна и авторитет… Ибо в этих трёх вопросах как бы совокуплена в одно целое и предсказана вся дальнейшая история человеческая и явлены три образа,
в которых сойдутся все неразрешимые исторические противоречия человеческой природы на всей земле
».


Мы сейчас оставим мистическую сторону вопроса, связанного с искушениями, мистическое значит таинственное, следовательно, непонятное, а непонятное обычно принято разрешать нагромождением различных поэтических образов с большим количеством междометий. После того, как все вдоволь поохали, поахали, вопрос в богословии считается решённым. Этим новая наука теология призвана заниматься, ей всё это и оставим.

  Мы сейчас рассмотрим лишь практическую сторону вопроса. Так вот, в искушениях Иисуса сатаною обычно обращают внимания на предложения, ответы же в системе этих диалогов представляются от них зависимыми.
И оттого второстепенными. Дескать, Христос отверг всё это правильными ответами, разбил их в пух и прах.


 Однако понять прямой смысл всего произошедшего можно, лишь рассмотрев ответы Христа. Они, а не предложения сатаны являются единственно важными, находятся в центре осмысления диалога.

  Также для понимания не следует вскипать сразу разумом и возмущаться: как же посмел сатана так нагло лезть
к Господу Всемогущему со столь непристойными предложениями.

  Делая оттого сами предложения значимыми именно в силу такой возмутительной постановки вопроса. Итак, первый ответ, сокращённо:

«Не хлебом единым, но словом Божиим».


Нет, это не батюшкиными проповедями, конечно.
Мы помним, как особенно интенсивно толпа стала передвигаться за Христом после «преумножения хлебов» (Мк. 6: 38−44), насыщения пяти тысяч человек.

  Кстати, в силу особенностей своего изложения, знамением (переведено как «чудо») это событие назвал лишь апостол Иоанн.

  Знамение — это некий знак, говорящий о том, что сбылось то, что было предсказано. Скорее всего здесь был намёк на книгу Иезекиля: «И освобожу вас от всех нечистот ваших, и призову хлеб, и умножу его, и не дам вам терпеть голода». Или подобное.

  Иудеи увидели знак. Указаний на такие знаки полно в Евангелиях. Но мы не думаем, что хлеб или рыба материализовались из воздуха. Они возникли по причине того, что проповедь была услышана.

  Произошедшее тогда на нашем языке значило — «поделитесь последним куском». Отдайте то, чем владеете, видя чужую нужду. Вы дадите им есть, сказал Иисус, доставайте, что у вас там. И раздавайте тем, у кого ничего нет.

Иисус перед всеми раздал Свой обед («вы дайте им есть. … сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите»).

  Преумножение состоялось оттого, что видя такое, все, у кого была еда, кто запасся, не разбились на кучки имущих и неимущих, тоже достали, развернули свою снедь и поделились с теми, у кого не было ничего. А если не так, то выходит, что проповедь отдельно, а обед порознь, дальше все со своими кульками, прочие — в магазины.

  Но ведь найдутся и такие, у кого ничего нет. И в магазин тоже идти не с чем. То есть это практическая реализация Царства, результат проповеди о Царстве Божием. Своего рода экономическая программа. Которая, кстати весьма понравилась и фарисеям. Они, увидев в этом предсказанное знамение, тотчас присоединились к тем, кто ходил за Христом, и хотел Его сделать даже Царём. Люди слушаются — а значит управляются. Очень удачная программа, пусть беднота делится друг с другом.


Итак, экономическая программа как основа проповеди Царства — первое искушение. И ответ на него.
Как основа — не годится. Не хлебом единым, но словом Божиим. Царство прежде надо осмыслить. Хлеб приложится. Как он и приложился после усвоения слов, как и прикладывался всегда, не оставляя людей неимущих в нужде.
Потому что люди это просто понимали.


«Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.

  Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Ещё ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали
? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали
?» — разве здесь речь идёт о том, что Иисус каждый раз готов был хлеб
из воздуха образовывать? Нет, конечно.


Таким образом первое искушение — «хлебом единым», то есть экономической программой воздействовать на сознание людей. Это проще всего и наиболее эффективно. Но в итоге обернётся провалом миссии.

Ответ на второе искушение: «Не искушай Господа Бога твоего». Снова оставим здесь в стороне «мистическую» составляющую этих диалогов и на второй план отведём антураж, при котором совершается предложение сатаны.
«Не искушай Бога», означает — «не следует действовать необдуманно, рискованно». Так, будто тебе ничего не сделают. Люди бывают опасны, и особенно опасны бывают люди, облечённые властью.

  Ответ Христа можно выразить поговоркой «бережёного Бог бережёт». Следующие слова многим могут показаться возмутительными, но Христу иногда приходи
лось и просто убегать от разъярённых слушателей, проталкиваясь через толпу («все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился», «взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошёл далее»).

  Кто думает, что «
пройдя посреди них», означает, будто Христос плавно, сверкая неземным светом, просто проплывал мимо их протянутых рук и разинутых ртов, тот пусть так и думает. Но если без благочестивых сказок, здесь говорится
о том, что Иисус предусмотрел все возможные риски, сопровождающие Его проповедь, и постарался
по возможности их исключить.

Третье искушение: «Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.


И ответ Христа: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

Стоит ли идти на компромиссы? — так это можно выразить в наших понятиях. Стоит ли допускать уступки,   не говорить того, чего
«не следует» говорить. Как-то смягчить свою проповедь, чтобы не обидеть возможных союзников.

  Ведь споры с фарисеями — это споры с идеологическими союзниками, нежели откровенными противниками. Фарисеи и выручали часто Иисуса (Лк. 13:31), с удовольствием Его слушали, среди фарисеев были у Него искренние друзья. Проповедь Царства была им очень близка.

Так может быть ради сохранения согласия следует кое в чём уступить? То есть действовать политическими методами уступок, договоров, разграничений и на их основе получаемых согласий?


Нет. Проповедь Царства должна быть бескомпромиссной, подытожил Христос. Вечные уступки по мелочам приведут лишь к модернизации религии. Проповедь будет очень нелицеприятной, возбудит против Него много людей, но это будет значить, что поклонов никому, кроме Бога, в ней не будет. Никакого угодия и поклонения человеческим заблуждениям, злонамеренности и лжи.

Меньше чем через месяц у православных наступит Великий пост, прообразом которого служит сорокадневный пост, в конце которого Христос отверг все искушения сатаны. Большинство проведёт его, как обычно, в борениях со своим организмом. Для Христа пост был временем обдумать Свой предстоящий путь, испытав крайнюю нужду, искуситься простейшими, напрашивающимися, казалось бы — очевидными решениями.

  И отвергнуть их как сатанинский навет, который всегда приводит к одному и тому же. Вопросы о том, как поступить, возникают почти у всех людей по разным поводам. Не всегда нужное решение выглядит очевидным. Нередко оно даже выглядит пугающим.

  Не испугаться правильного выбора пути и пройти его до конца — выбор, который сделал Христос. Дальнейший выбор предстоял и предстоит Его ученикам. Не лезть на рожон, но и не соглашаться на компромиссы и не искать простых решений.



Игорь Бекшаев


Подробности: https://regnum.ru/news/society/2373034.html
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.


Tags: #ОтветыХриста
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments