fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Советы родителям. Психологические особенности возраста.

1 часть
Второклассники.


Ваш малыш уже «бывалый» школьник. Он хорошо представляет себе свои обязанности и отношения со взрослыми и сверстниками в школе. Его надежды и опасения связаны напрямую с тем, насколько успешно шла учёба в первом классе:

- Буду учиться хорошо, как в прошлом году.

- У меня не всё получалось. Не знаю, как справлюсь во 2 классе.

Этот учёт результатов собственной деятельности в совокупности с мнением окружающих и есть самооценка маленького школьника.

Позитивная самооценка складывается прежде всего из личных успехов в учении, но очень важно для второклассника положительное отношение к нему взрослых: поощрение,
похвала родителей, учителей значительно повышают её.

 Младший школьный возраст очень важен в становлении самооценки, которая становится всё более объективной, целостной. Это объясняется включением ребёнка в систематический учебный процесс.
 В школе ученик становится объектом постоянных нормированных оценок. Это и является побудительной причиной для поиска путей и способов, которые помогут ему соответствовать оценочным критериям.


Ребёнок вынужденно поворачивается к себе: потребность
в самооценке вооружает его способами и критериями, учит соразмерять с ними собственные поступки.

 А это способствует формированию в ребёнке внутренней оценочной позиции, развитию отношения к собственной личности как к особому объекту познания.


Если первоклассники считают себя «хорошими», «умными», положительно оценивают свои школьные успехи только потому, что они очень старались, хотели сделать правильно, то во втором классе оценка резко снижается.

Это связано с повышением критичности школьников к себе, с их возрастающей способностью  ориентироваться на качество  результатов своей учебной работы.

 Но возможности детей в оценке результатов своего учебного труда ещё достаточно ограничены. Они ещё только учатся этому сложному умению.  Отсюда и неуверенность в себе, и снижение самооценки. Детям ещё недостаточно ясны критерии, по которым оцениваются результаты учения. 


Проблема школьных оценок и отметок и отношение к ним детей и родителей.
Оценка и отметка суть разные понятия. Оценка – это процесс оценивания; отметка – условно-формальное отражение результатов этого процесса. В школьной практике учителя, как правило, ограничиваются «объявлением» отметки, без объяснений, поэтому содержательная связь между результатом собственной работы и полученной за неё отметкой остаётся скрытой для маленького ученика. Он не всегда понимает, почему вчера он получил «пятёрку», а сегодня - «тройку».

Родители тоже редко объясняют связь между отметкой и качеством выполненного учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и как правило, согласны с учителем.

 Получается, что учителя и родители достаточно успешно взаимодействуют друг с другом посредством отметок, используя их в качестве обратной связи. Но потребности и интересы ребёнка при этом не учитываются.

 Однако без помощи взрослых ребёнок не в состоянии правильно выделить критерии оценивания своей работы.

В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал
В. А. Сухомлинский:

«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол – отметка. Для одного ребёнка он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит – детям непонятно. Ведь не может семилетний ребёнок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий – для него это пока недостижимо. Он старается удовлетворить или – на худой конец -  обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».


К сожалению, многие родители выстраивают свои отношения с ребёнком в зависимости от его успеваемости, от отметок.

Дети быстрее взрослых подмечают это:

«Мама меня не очень любит, потому что я мало «пятёрок» получаю».


Педагог Ш. А. Амонашвили составил  меткие характеристики отметок:
торжествующая «пятёрка», «обнадёживающая «четвёрка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».

Родители, связывающие своё отношение к ребёнку с его отметками, особенно если они не оправдывают ожиданий, затрудняют формирование положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности  в себе, мешают развитию интереса к учёбе.

Необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний.

  Предлагаемый ниже опросник поможет вам лучше осознать ряд важных моментов в познавательном и личностном развитии второклассников, в организации их учебной работы, в собственных взаимоотношениях с детьми по поводу учёбы. Оценка ответов в баллах не предусмотрена. Достаточно того, что вы задумаетесь над вопросами и, возможно, захотите что-то изменить в жизни своего ребенка.

1. Какими словами вы обычно встречаете ребенка, вернувшегося из школы:

А) «Что было сегодня на завтрак?»
Б) «Что ты сегодня получил, какую отметку?»
В) «Что нового сегодня узнал? Чему научился?»

2. Сколько времени тратит школьник на приготовление домашних заданий?

А) Не более 1 часа.
Б) Не более 2 часов.
В) Может просидеть за уроками до позднего вечера.

3. В какой мере самостоятельно ребёнок выполняет домашние задания?

А) Работает преимущественно сам, вы только проверяете работу.
Б) Задания по одним предметам выполняет самостоятельно, по другим — нуждается в дополнительной помощи с вашей стороны.
В) Вы делаете уроки вместе с ребёнком от начала до конца.

4. Как вы думаете, почему ваш ребёнок ходит в школу?

А) Ему нравится учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи.
Б) Ему интересно узнавать в школе новое.
В) Любит получать хорошие отметки.
Г) Все ходят в школу, и он ходит.
Д) Боится, что будет наказан, если не пойдёт в школу.
Е) Другой ответ.

5. Как ваш ребёнок сообщает дома о полученной «двойке»?

А) Говорит сам, по-деловому и откровенно.
Б) Рассказывает о «двойке», только если специально об этом спросить.
В) Не говорит, прячет дневник, может стереть отметку.
Г) Рассказывает только бабушке (дедушке), но не вам.
Д) Он никогда «двоек» не получал.

6. Есть ли у вашего второклассника любимый школьный предмет?

А) Есть, особенно любит математику; считает, что математика развивает ум.
Б) Есть несколько в равной мере предпочитаемых предметов (среди них называет и математику, и русский язык, и чтение, и иностранный язык).
В) Любимые предметы: пение и рисование (или физкультура).
Г) Другой ответ.

Желаю всем успешного сотрудничества с маленькими школьниками. Ваши усилия окупятся сторицей в недалёком будущем.

Продолжение следует.


Tags: Возрастные особенности второклассников, Опросник, Советы родителям
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment