fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

О комплексном подходе к проблемам образования

Не ошибусь, если скажу, что каждый наверняка наслышан о многочисленных проблемах нашего образования от дошкольного до высшего. Так же не ошибусь, если предположу, что этот вопрос заботит подавляющее большинство граждан и это понятно, ведь от качества образования напрямую зависит будущее сегодняшних школьников и студентов, а значит и будущее всей страны.




Я не буду перечислять явные проблемы, лежащие на поверхности, такие как недофинансирование, низкие зарплаты преподавателей, кадровый голод, пресловутый ЕГ и полное убийство творческого подхода к процессу обучения как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателей. Это всё видно, на эти темы идут дискуссии и, как мне кажется, в обществе есть более или менее общая позиция по этому вопросу.



Я бы хотел затронуть не настолько очевидные проблемы образования, однако не менее важные.
А именно, формирование общественного мнения и отношения к образованию как к важнейшему процессу. На мой взгляд, если общество здорово, то у него есть чёткое понимание добра и зла; что идёт на благо, а что нет; и относительно всех вещей, определяющих нашу жизнь, в таком обществе есть чёткое мнение, принимаемое подавляющим большинством и элитой. В приложении к нашему разговору это выглядит так, возьмём пример СССР.

 
Там был создан культ образования со всеми вытекающими отсюда последствиями, такими как возвышение профессии учителя, придание процессу обучения по-настоящему сакрального смысла, не побоюсь этого слова. Сам этот процесс был не просто чисто технической передачей знаний, а чем-то глубоким, наделением ученика возможностью строить будущее, причём светлое будущее, как ни банально это звучит, но это было так, именно такой смысл придавался процессу обучения.

 А так же не стоит забывать, что обучение и воспитание тогда были связаны нераздельно, детский сад, школа и ВУЗ не просто учили, они воспитывали Человека. Результат был очевиден - количественный и качественный рывок СССР в этой области, который позволил стране выйти в мировые лидеры по науке и технологиям.

  Естественно, при таком подходе в обществе выработалось соответствующее отношение к образованию. То есть высмеивать учителя или представлять процесс школьного или ВУЗовского разгильдяйства весёлым и забавным было немыслимо, тем более крутить это по ЦТ. Сейчас же в обществе сформировано крайне поверхностное отношение к образованию вообще и к высшему в частности.

 Не последнюю роль в этом играют масс-медиа. Самый тиражируемый ими образ современного студента это - инфантильный придурок. А учёба в школе - вообще полный мрак и состоит только из решения подростковых проблем и приколов над учителями. Так чему удивляться, когда дети и подростки переносят образы, созданные телевидением и интернетом, в реальную жизнь. В лучшем случае, такой ребёнок может усвоить только одну заповедь "учись,чтобы было больше денег".

 Но при таком подходе это "больше денег" становится доминантой на всю жизнь, а это очень опасная установка, наверно не нужно объяснять почему. И пока у нас в стране слово "учись", в контексте высшего образования, будет красоваться на фоне задницы обтянутой джинсами и значка 16+ на всех билбордах страны, а школа и ВУЗ будут и дальше отстраняться от процесса воспитания, то уверяю вас, как бы мы не подняли зарплату учителям, сколько бы не выделили бюджетных денег, отношение общества к образованию останется прежним, значит и эффективность всех изменений будет иметь гораздо меньший КПД, нежели он мог бы быть при комплексном подходе, подобном подходу в СССР.

 Казалось бы, что сложного создать этот комплексный подход, если и сам президент всегда подчёркивает важность образования для будущего страны? Но есть одна небольшая загвоздка: нельзя начать решать комплексно только проблему одного образования, она очень тесно переплетена с другими вопросами жизни, и если начать что-то делать в этом направлении именно комплексно, то это в итоге неминуемо приведет к противоречиям с самой системой политической власти в России в том её виде, в каком она находится сейчас и, видимо, планирует существовать дальше. А я думаю, что большая часть элиты это всё очень хорошо понимает и именно поэтому не стремится сделать ничего конструктивного.


 Оригинал взят у red_odysseus в О комплексном подходе к проблемам образования



Tags: Воспитание, Масс-медиа, Образование, Россия, Учитель
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments