fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Знаете ли вы? Советы родителям.

1 часть
2 часть
Возрастные особенности. Третьеклассники.
«Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».
(Детский психолог Д.Б. Эльконин.)
Третий год обучения – переломный в жизни младшего школьника. В это время у детей появляется активный интерес к познанию и осознанное отношение к учению. Объясняется это значительными изменениями в общем интеллектуальном развитии ребёнка, происходит «скачок» в развитии мышления.

 Именно в это время происходит активное усвоение и развитие мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т. е. мышление, оперирующее понятиями.

Эти новые возможности мышления становятся основанием для развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти.


Активно развивается и способность ребёнка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть своим вниманием, памятью, мышлением.

Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с детьми. Именно родители могут оказать существенную помощь в работе по реализации значительных потенциальных возможностей детей этого возраста.

Развитые свойства внимания и его организованность непосредственно определяют  успешность обучения в младшем школьном возрасте. Хорошо успевающие ученики, как правило, имеют лучшие показатели развития внимания.

Различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания; успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания.


Развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Сложность состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в разной степени. Наименее подвержен влиянию объём внимания, но, тем не менее, и он резко увеличивается на протяжении обучения в начальной школе.


В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать. Важно знать, как лично каждый родитель сможет активировать сосредоточенность у учащегося младших классов. Ведь такие навыки помогут малышу качественно выполнять домашнее задание, повышать интерес к процессу обучения, и при этом, останутся силы на свои увлечения.

 Педагог может предложить родителям комплекс игр, заданий и упражнений, направленных на развитие внимания: разнообразные варианты корректурных заданий, «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и многие другие.

Развитие концентрации внимания. Корректурные задания.
В корректурных заданиях ребёнку предлагается находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений на развитие состояния внутреннего сосредоточения. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6—11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 минут (минимум 5 раз в неделю) в течение 2—4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым. Каждому ребёнку раздается старая книга и карандаш или ручка.

Инструкция выглядит следующим образом:

«В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора, если у кого-то они встретятся».


По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачёркивается, вторая подчёркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачёркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания — четыре и меньше пропусков. Больше четырёх пропусков — слабая концентрация.

Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших школьников можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными ещё и для того, чтобы стать хорошими шофёрами, лётчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести «весёлые штрафы»: промяукать столько раз, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т. п.

3. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 минут.

4. Объём просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3—4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

5. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они же придумывают «штрафы».

Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3—4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в 2—3 раза в письменных заданиях. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2—4 месяцев. Если после 4 месяцев занятий улучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью к логопеду.

При работе с детьми 6—8 лет очень важно соблюдать ещё одно условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок.

 Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем чтобы у ребёнка не возникало чувства безнадёжности, невозможности добиться нужного результата.

Это легко достигается на индивидуальных занятиях.

В группе общей нормы достичь бывает трудно, поэтому здесь можно обратить внимание на разнообразие «штрафов», назначаемых детьми друг другу, и индивидуальную поддержку ребёнка.


Для того чтобы развивающий эффект этой игры был более заметен при выполнении ребёнком письменных учебных заданий, необходимо одновременно с введением игры изменить установку ребёнка на чтение учебника по русскому языку. Это может быть достигнуто сравнительным пояснением того, как слова читаются и как они пишутся. Нужно объяснить детям, что в учебнике русского языка все слова в упражнении надо читать вслух, так, как они написаны, называя непроизносимые буквы и знаки препинания и т. д.

При проверке ребёнком выполненного письменного задания следует подчеркнуть, что читать написанное нужно вслух и так, как будто это написал «другой мальчик или девочка, и ты не знаешь, о чём здесь написано, поэтому произнеси каждую букву так, как она пишется».

 На это нужно обратить особое внимание, так как дети, проверяя свой текст, отталкиваются от смысла (а он уже известен) и никакие призывы читать внимательно дела не улучшают: дети не видят пропущенных и неправильно написанных букв. Приписывание выполненного задания другому отчуждает собственное творение и позволяет критически к нему отнестись. Для детей, испытывающих трудности с концентрацией внимания, необходим более детализированный этап внешних действий.


Чтение текста до заданного выражения.
Детям предлагается читать текст до заранее указанного учителем выражения.

Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательности букв, цифр, геометрических узоров, движений и т. д.), игра "Найди 10 отличий" и т. п.




«Найди слова»

1). На доске (на листе бумаги) написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся в нём слово. Например:
Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

2). Ребёнку даётся бланк с напечатанными на нём 5 строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребёнок должен отыскать 10 слов (3-, 4-, 5-сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 минут. Показателем успешности может служить число правильно найденных букв и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ
ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

Практика показывает, что дети с большим интересом и старанием относятся к заданиям, тренирующим внимание. Всем родителям - успешного сотрудничества с детьми. Напишите о своих успехах, спрашивайте, если возникают непонятки.

Комплекс упражнений

Продолжение следует.


Tags: Возрастные особенности третьеклассников, Психология, Советы родителям
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments