fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Category:

Персидская классическая поэзия-3.

1 часть Рудаки 
Шедевры поэзии Востока.

В начале 13 века орды Чингизхана подвергли уничтожению и разграблению города и сёла Ирана и Средней Азии.

Монгольское нашествие нанесло серьёзный урон стране, затормозило её развитие и во многом отбросило назад.

Но народ Ирана сумел сохранить свое место в истории и культурную самостоятельность, потому что не мог примириться с создавшимся положением.

То тут, то там вспыхивали восстания, порою принимавшие очень широкий размах. Восстания жестоко подавлялись.

Большие, подлинные поэты не могли не чувствовать настроений народа  в это трудное время.  По-разному отражали свою эпоху и её противоречия великие классики Ирана, выходцы из одного города – Шираза: в 13 веке – Саади, в 14 веке – Хафиз.
Саади Ширази
Для чего тебе, о друг мой, полный розами поднос?
Лучше б, друг, из «Гулистана» лепесточек ты унёс.

Свежим розам красоваться суждено немного дней.
«Гулистан» мой не утратит вечной свежести своей.


Саади (1201-1292) прожил долгую жизнь, почти столетие. Полвека своей жизни он провёл в странствиях и исканиях.

Когда чингизхановские орды приблизились к его  городу, он покинул родной дом, бродил по свету и вернулся в родной Шираз уже пожилым человеком.

 Умудрённый опытом, снискавший огромное уважение своими познаниями и художественными творениями, Саади создал знаменитые книги о том, как нужно жить, - прозаическо-поэтический сборник новелл «Гулистан» («Цветущий сад») и поэму «Бустан» («Плодовый сад»).


В 1258 году Саади написал произведение "Гулистан" ("Розовый сад"), где проза перемежается с поэзией. Его стихи полны доброты, юмора.

Часто в них он зашифровывал описание тех мистических состояний, которые испытывал на своём пути.


«Гулистан» - это книга, которая принесла Саади славу великого поэта-гуманиста.

Сборник коротких рассказов, в которых проза переплетается со стихами. В них описаны точные  и тонкие наблюдения автора за годы странствий.

Поэма "Бустан" - трактат о правилах поведения, в котором центральное место занимает дидактическая сторона, - представляет собой поэму свыше 8 000 стихов, разделённую на десять отделов:

о справедливости и правилах мировластия,

о благотворительности, о любви, о смирении и скромности,

о покорности, о воздержности и довольстве судьбой,

о воспитании, о благодарности богу, о покаянии.

Последний, десятый отдел, содержит молитвы и заключение книги.


В персидской литературе "Бустан" представляет собой ярчайший и типичнейший памятник жанра дидактической поэмы, дающей кодекс житейской морали своего времени.

Отражая настроения долгих лет скитаний и борьбы, поэт призывает к мужеству, упорству, труду и, главное, - к правде. Потомки благодарны Саади за это.  Недаром в1958 году по решению Совета Мира прогрессивное человечество праздновало 700-летие со дня завершения Саади работы над «Гулистаном».

В более острой форме, чем у Саади, народный протест отразился в лирике Хафиза (1326-1389).
Его поэтические газели принесли ему бессмертную славу одного из крупнейших лириков мира.

 Газель – это лирическое, обычно любовное стихотворение. Первое двустишие определяет содержание газели и её название. В газели «День отрадных встреч» поэт передаёт свою тоску по друзьям, размышляет

об истинной, верной, самоотверженной дружбе.

День отрадных встреч с друзьями вспоминай!
Всё, что было теми днями, вспоминай!

Ныне верных не встречается друзей –
Прежних, с верными сердцами, вспоминай!

Всех друзей, не ожидая, чтоб они
Вспоминали тебя сами, - вспоминай!

О душа моя, в тенетах тяжких бед
Всех друзей ты с их скорбями вспоминай!

И, томясь в сетях настигнувшего зла,
Ты их правды сыновьями вспоминай!

И, когда польются слёзы в сто ручьёв,
Зандеруд с его ручьями вспоминай!
(Зандеруд – это любимая Хафизом река, омывающая его родной город Шираз). Газель обычно завершается двустишием, куда вплетается имя или псевдоним поэта:


Тайн своих, Хафиз, не выдай! И друзей,
Их скрывавших за замками, - вспоминай!
(Перевод К. Ликсперова).

Но есть ещё одна особенность газели, ярко выраженная в творчестве Хафиза. В глубоко личное стихотворение поэт вставлял один-два стиха, в которых содержался бунтарский, обличительный намёк. Часто этот стих незаметно из-за рифмы сливался со всей газелью.

 Именно в таком стихе Хафиз обличает подлость и приспособленчество. Исключительно лирическая, передающая сугубо личные переживания, газель вдруг получает иное звучание, она становится манифестом вольницы. В одной из газелей Хафиз писал:


Пусть же сгинет эта жизнь – умерщвляющий яд,
Славь, певец, другую жизнь – услаждающий сот!

Так, опережая время, мечтал поэт о другой жизни – жизни свободных и счастливых людей.

Персидская классическая литература превратилась, используя метафору одного из её творцов, в «сад роз». Лучшими его украшениями стали сочинения Рудаки, Фирдоуси, Низами, Омара Хайяма, Саади, Хафиза и других талант­ливейших мастеров слова.

Персы чтили поэзию как царицу искусств, а потому занимались ею со всей основательностью и полной самоотдачей. В персидской культуре она играла такую же перво­степенную роль, как философия у древних греков или религия у древних евреев. Именно в лирике с максимальной полнотой раскрылся творческий гений персидского народа. Благодаря этому она смогла возвыситься до уровня культурного достояния мирового значения.

Источник , БСЭ


Tags: Персидская классическая литература, Саади, Хафиз
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments