fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Необходим ли новый подход в образовании и каким он должен быть?

Поводом к этим размышлениям послужил часто встречающийся (обычно в образовательной среде) тезис о том, что поскольку мы живём в век компьютерных технологий и огромного количества информации, то нужно делать образование заточенным под эти новые реалии.

Образование с компьютером в начальной школе


 Как правило, аргументы у стоящих на этой позиции такие: современные дети по факту отличаются от того, какими они были лет 50 назад: они намного быстрее решают задачи, умеют ориентироваться в большом объёме информации, что недоступно для взрослого человека.

К примеру, молодой человек может не читать большую статью, чтобы решить задачу, он просто пробежится по ней глазами и сразу «выхватит» нужные для решения задачи сведения. А обычный взрослый человек прочитает всё целиком, сделает какие-то выводы и уже тогда сможет дать ответ на поставленный вопрос.

 Спорить с этим не буду, я застал современную систему образования и могу сказать, что так оно и есть. Однако, дальше говорится главное: давайте изменим классический подход и будем теперь детей учить чуть ли ни с детского сада при помощи компьютеров, планшетов и т.д.

 Поскольку они не воспринимают большие целостные тексты, давайте будем показывать клипы или, ещё лучше, сделаем интерактивное приложение, что называется «с кнопочками». Тогда дети якобы будут лучше учиться, ведь в рамках классического подхода они вообще не воспринимают информацию.

 Приведу такой пример: не так давно, весной этого года, замминистра образования и науки Вениамин Каганов посещая детский сад, в образовательном процессе которого используются планшеты, сказал следующее: «Я думаю, что года через три мы вряд ли найдем образовательное учреждение, чтобы не использовали такие технологии»
(ТАСС http://tass.ru/obschestvo/3169977 01.04.2016). А заявления на таком высоком уровне означают, что подобные идеи уже не являются частным мнением отдельных людей — они приобретают системный характер.

Начиная с этого момента мне бы и хотелось вступить в диалог с ревнителями подобного подхода.

Как я и сказал выше, я застал современную российскую систему образования и могу судить исходя из непосредственного личного опыта. И как это неудивительно, весьма часто приходится сталкиваться с определённой безграмотностью молодых людей в вопросах пользования компьютера. Современный ПК — довольно мощный инструмент с большим количеством возможностей: создание текстов, презентаций, музыки, видео, графики т.д.

 Словом, это огромные творческие возможности, которые, казалось бы, доступны каждому. А на практике часто иная ситуация: молодое поколение чаще всего использует компьютер как игрушку и как инструмент развлечений, но не в творческих целях. Причём это сочетается с незнанием даже базовых вещей. Например, имеется очень частая ситуация неправильного форматирования текстов или создания презентаций. Зачастую, тексты или презентации даже не пытаются создать, их просто скачивают из интернета.

 Не буду и дальше вдаваться в такие подробности, скажу лишь главное: молодое поколение зачастую не обладает даже базовыми умениями пользователя ПК. Поэтому тезис о том, что современные молодые люди лучше взрослых понимают компьютеры не верен, зачастую это не так.

Хочу отметить, что на нашем II-м съезде РВС, который был посвящен проблемам образования, одна из выступавших — психолог, д.п.н., профессор — Рада Михайловна Грановская в своём докладе (читайте стенограмму в газете «Суть времени» — http://rossaprimavera.ru/article/nam-seychas-kak-nikogda-nuzhen-tvorcheskiy-proryv) коснулась именно той проблематики, которую я сейчас обсуждаю.

 Поскольку мне близка позиция этого замечательного учёного, то хочу вас ознакомить с этой позицией. Отмечая и приводя примеры (в том числе и экспериментов, поставленных психологами) описанной выше ситуации, когда дети быстро решают задачу, не погружаясь глубоко в контекст этой задачи, Рада Михайловна, наряду с этим фактом отмечает ещё и то, что эти дети способны решать только маленькие задачи, не требующие длительного и сложного пути решения.

 «"Люди книги" могут решать сложные задачи, но решают медленно,
"люди экрана" решают быстро, но не могут решать сложные задачи» —

констатирует Рада Михайловна. А отсутствие в жизни человека основной отдалённой цели, которой подчинены все остальные цели (являются её подзадачами), ведёт к раздробленности личности, снижению её творческого и энергетического потенциала (то есть общего объёма усилий, которые может приложить человек для достижения целей).

Итак, вопреки мнению об особых способностях детей, растущих среди гаджетов и всего прочего, на практике оказывается, что это новое для мира явление далеко не так однозначно. Безусловно, новые реалии требуют и нового подхода ко многим вещам в т.ч. и к образованию.

 На мой взгляд, необходимо учить тому, как в огромном объёме информации найти нужную, а перед этим поставить правильную цель. Иначе в этой информации можно просто «утонуть», а в голове будет «каша».

 Кроме того, необходимо вернуть хотя бы уровень классического образования, ведь нынешнее образование раскурочено 25-ти летней эпохой непрестанных реформ. Важно было бы научить человека глубоко вникать в текст, а не скользить по тексту. Для этого необходимо не только не отменять чтение книг, но, напротив, сделать так, чтобы читали намного больше.

 Иначе, на выходе получится человек поверхностный, неглубоко мышления, с дробным сознанием. В лучше случае, специалист в узкой области. Такой человек не сможет отвечать на вызовы современности и решать большие задачи, стоящие перед страной.

Ведь этого поверхностного, дробного человека создаёт современный капитализм и потребительское общество. И понятно для чего создаёт: чтобы он больше ходил по магазинам.

 Современному капитализму не нужен человек-творец, ему нужен человек-потребитель.
И чтобы ни делал этот капитализм, к чему бы он, так сказать, ни прикоснулся своею «рыночной рукою», он всё превращает в инструмент для наращивания потребления: образование, медицину, культуру…

 Это закон современного капитализма, в котором мы живём. Поэтому необходимо постоянно искать всё позитивное и альтернативное, что можно этому противопоставить.

 В частности, в образовании, о котором мы говорим, постараться опереться на наши хорошие традиции, но и, конечно, добавлять к ним новое, о чём я писал выше.

До встречи в СССР!

Оригинал взят у grigoriy_karpov в Необходим ли новый подход в образовании и каким он должен быть?
Tags: Образование, Общество, Потребление, Суть Времени, Творчество, Технологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments