fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Анонимный "анти-оранжевый" календарь: сдвиг государственной идеологии

Введение

Этот пост никак не претендует на контент-анализ свежей "загадочной" печатной продукции, но и не зафиксировать бросающиеся в глаза моменты никак нельзя. Контент-анализ - это работа для соответствующего специалиста, а фиксация явно ощутимых информационных импульсов - это обязанность гражданина, одно из необходимых условий его гражданственности. Почему? И зачем вообще что-то фиксировать, тем более если нет возможности проверить достоверность информации?



Дело в том, что гражданственность (не путать с гражданством) подразумевает ориентирование в положении дел страны и мира. "Ориентироваться" означает не только а) быть погруженным во внутриполитический и международный контексты, но и б) ясно представлять сферу своей собственной самостоятельности (субъектности).

Допустим, что, просматривая и впитывая новости, вы решаете первую задачу - теперь вы в курсе главных событий. Вы даёте событиям оценку, и даже как-то соотносите себя с этими событиями. Но "как-то" - явно недостаточно для гражданина. Гражданин хочет понять смысл процесса, его направленность и своё место в нём.
Повторю, что речь не идёт об аналитике, сравнительном анализе новостей из разных источников и т.д. Речь идёт о простейшей методологии, заключающейся в:

а) нахождении в контексте и
б) постановке перед собой 5-ти вопросов:


1. кто говорит, 2. что и 3. как говорит, 4. кому говорит и 5. зачем говорит.

Отвечая себе на данные вопросы, "гражданин потенциальный" вполне может добиться того минимального уровня ясности, чтобы стать "гражданином настоящим".

Обращаю внимание, что среди данных 5-ти вопросов вопроса о достоверности информации нет! Возможность проверить информацию даётся редко, но это зачастую и не нужно. Главное понять, какой реакции от общества ждёт источник возмущающего импульса. Проще говоря, куда на этот раз толкают наше общество. Толкают ли его по вектору, сонаправленному развитию страны, или же на последнюю бойню.

Определив, куда нас толкают, можно задуматься о скрытых процессах, развернувшихся внутри источника возмущающего импульса: "А что это у
них там наверху стряслось, что всю страну вдруг стали настраивать на это?"

Не надо впадать в конспирологический маразм - никакой конспирологии здесь нет. Напротив, в более привычном варианте каждый из нас наблюдал такую "реконструкцию", а скорее участвовал в ней, когда с коллегами на своём рабочем месте пытался найти рациональное объяснение очередному "загадочному" решению высшего руководства. Чем вы в этот момент занимаетесь? Аналитикой закрытых элит?

 Перестаньте! Вы лишь закономерно пытаетесь понять непроговоренную линию руководства, исходя из которой сможете прогнозировать своё положение, оценить возможные ходы и риски.
Т.е. сориентироваться, обрести "гражданственность" в организации, где трудоустроены и обычно лишь исполняете рутинную "обывательскую" роль.

С распространением информации абсолютно то же самое, только вместо приказов - информационные сообщения, а вместо исполнения приказов - общественная реакция. И не важно, правдивы ли данные сообщения или нет - воздействия они оказывают независимо от этого.



"Анти-оранжевый" календарь

На днях мне попал в руки интереснейший настенный календарь на 2017 год, содержание которого говорит о серьёзной трансформации идей в государстве. Итак, интересен он по следующим причинам.

1. Календарь носит ярко (даже резко) выраженный идеологический характер. Обычно, подобное мы наблюдаем лишь в ходе предвыборной агитации в щадящем ("мягко-плюшевом", "сю-сю") варианте.

 На предвыборной продукции нам в самых пустых и выдохшихся формулировках обещают благополучие. Здесь, напротив, фотоматериалами и военными сводками представлены резкие шокирующие образы, конкретные исторические события. На второй странице календаря размещена фотография ИГИЛ-овской казни на фоне Триумфальной арки в Пальмире, а среди комментариев о свержении Муаммара Каддафи указано:
"число убийств выросло на 503%, краж - на 448%".





2. Календарь предназначен явно не для домашнего пользования, что легко доказывается. Календарь имеет огромные размеры (сравните со спичечным коробком - на фото слева).

 Теперь вспомните пусть даже очень дорогую предвыборную продукцию, которая всегда имеет более скромный формат, не говоря уже о примитивных кандидатских агитках и флаерах. А ведь политтехнологи из кожи вон вылезут, чтобы вы затащили их материалы к себе домой.

 Перед нами не "полезный" календарь православных праздников со скромной фамилией депутата, который можно повесить в прихожей или на кухне. Такой баннер дома не повесишь.

Во-первых, размеры не "домашние", а во-вторых, содержание слишком агрессивное -

большинству из нас дом представляется местом безопасности и покоя, и редкий человек потащит в свою "зону комфорта" мощный раздражитель в виде фотографий казней, разрушений от бомбардировок и горящих автомобилей.





3. Под непосредственно календарь отведена крошечная площадь. Что мы наблюдаем в любой агитационной продукции подобного плана - максимум привлекательного (изображение природы, милых животных, храмов, полезной справочной информации) и минимум пропаганды (депутатская фамилия, логотип компании и пр.) Здесь всё наоборот: календарная часть вообще не заметна и ничего из себя не представляет. Главное здесь - "антиоранжевый" плакат.

Конечно, мы все понимаем, что как и в предвыборной агитации наличие календаря (как и кроссворда или анекдотов в рекламных газетах) является лишь ненавязчивым поводом повесить у себя перед глазами информацию для постоянного контакта (известно, что чем больше человек встречается с одной и той же информацией, тем больше он ею проникается независимо от её оценки - см. С. Г. Кара-Мурза,
"Власть манипуляции"). Но если в случае выборов или рекламы это делается очень мягко и аккуратно, то здесь календаря и не видно. Он, будто, вообще здесь не нужен. И авторы это даже и не скрывают, отводя под календарную часть всего-лишь 10% от всей площади.


В случае с выборами избиратель понимает, что за счёт полезной продукции ему пиарят кандидата в депутаты. Но поскольку ему действительно не помешал бы красивый календарь, он согласен терпеть под ней чью-то фамилию. Здесь ситуация обратная.

 Все понимают, что нужен плакат "анти-оранжевой" направленности, но напрямую его распространять как-то уж совсем грубо. Тогда к этому плакату "прикручивают" еле заметный календарь, чтобы хоть как-то "прикрыться".

 Да, это секрет Полишинеля, и что? Плакат интересен? - интересен! Формально календарь? - календарь! Претензии? Календарная часть здесь не приманка (как в случае с рекламой и выборами), а прикрытие. Это ясно всем, но все молчат и по-джокондовски улыбаются.

Это означает, что и распространяется он не благодаря приманке в виде котиков или пейзажей, а благодаря другой "мотивации".


-

4. Календарь анонимный. Обычно на любой печатной продукции в неприглядном месте размещена стандартная идентификационная информация о тираже, дате печати, типографии, заказчике и не только. Здесь же не указано вообще ничего кроме адреса сайта http://prorevolution.info, который должен открыться в середине февраля этого года. Надеюсь, что с открытием официальной страницы "анти-оранжевого" календаря многое прояснится.




Календарь нижегородского Управления ФСБ

Сделаем небольшое отступление в рамках "календарной" темы. Интерес представляет и календарь на 2017 год нижегородского Управления ФСБ.




Несмотря на сложную генеральную линию отношения к 1917 году (которая в нашей стране задаётся первым лицом), очевидно, что ФСБ ощущает и всё более публично восстанавливает свою преемственность. Это и фигура Ф. Э. Дзержинского, и определение "чекист", и подчёркивание своих корней. За этим не может не следовать разумный подход ко всем событиям 100-летней давности.

Выводы.


1. Главным выводом является факт, что государственная идеология (а нет никаких сомнений, что "анти-оранжевый" календарь отражает именно её) всё больше и больше перенимает идеологию патриотических групп, находившихся 5-7 лет назад где-то на обочине официальных высказываний и мнений.

 Главным резервом на чёрный день, "бронепоездом на запасном пути", по всей видимости, оказалась увядающая газета "Завтра", авторы которой с начала 90-х годов писали о западных аналитических центрах, "бархатных" переворотах, методах "мягкой силы", неклассических войнах на уровне столкновения противоположных философских схем.


Как же это вышло? Как говорили наши деды и прадеды, международное положение существенно задаёт тон внутриполитическому процессу. В ходе этого процесса разговоры о "мягкой силе" и мироустроительных войнах, перестав быть уделом узких патриотических и государственных групп, вновь стали значительной частью общественной "логосферы" (мыслительно-речевой области культуры).

С этим связаны серьёзные надежды, поскольку голый патриотизм (о чём говорит предельно аккуратный В.Путин) не может стать основой национальной идеи, а запрос на неё растёт. Люди, формировавшие газету "Завтра" и сформировавшиеся ею, являются носителями более сложных идей и ценностей, нежели голый патриотизм, а значит идеологически опираясь на эти общественные группы, государственная идеология непременно двинется дальше.

 "Дальше" - это куда? Патриотизм коллективно-обобщённой "Завтра" эклектичен (т.е. является набором порой противоречащих друг другу идей), поэтому куда именно двинется государственная идеология - вопрос открытый.

 Ясно одно - это непременно будет какое-либо мессианство, ведь нести крест сурового климата (а значит банально бытовых лишений) и отстаивания огромной территории можно лишь ради великой миссии.


2. Что касается выводов промежуточных, то можно однозначно сказать, что "анти-оранжевый" календарь предназначен для продвижения патриотической идеологии ex-"Завтра" внутри сфер, по умолчанию являющихся патриотическими.

 Во-первых, ни одна коммерческая структура, ориентирующаяся на западные ценности, никогда не повесит у себя подобное.

 Во-вторых, цель календаря в том, чтобы "голый патриотизм" обогатить идеологией ex-"Завтра" -
в обиход патриотичного сотрудника какого-нибудь оборонного предприятия должны войти слова с календарной обложки: "soft power", "USAID", "5 колонна", "Джин Шарп".

 Когда-то это была лексика тех, кого чуть ли не на официальном уровне обвиняли в конспирологическом маразме, антиамериканизме, реакционности и "совковости". Теперь, когда "международное положение
предъявило себя во всей полноте, официоз сам стал сдвигать "просто патриотов" в эту сторону. Идёт явная работа с патриотическими группами. И, надо признать, работа отличная и нужная.

Заключение.


Вернёмся к гражданственности. Многострадальная Россия живёт своим тягловым народом, впряжённым в лямку государственности. Все тянули и тянут эту лямку.

 Россия - не санаторий, а громадное пространство земного шара с отрицательными средними температурами. Но за лямкой быта различимы внушительные сдвиги в более тонких сферах.

 Кто писал газету "Завтра"? Кто читал газету "Завтра"? Кто вырос на газете "Завтра"?

 За 25 лет удалось удержать и более-менее оформить тот банк идей, который оказался столь актуальным сегодня.
"Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами".

Оказалось, что не менее справедлива и другая формула: идея, сохранённая в узких патриотических группах, становится материальной силой, когда она по тем или иным причинам нужна элите.

  А что значит "нужна"? И что в итоге выходит на первый план - элита или идея? Тут только начни, и тут же появляются календари, лексика, "логосфера", соответствующие решения...

 Динамика тонкая и невероятно увлекательная. В этой динамике наш серьёзный шанс.
Tags: 2017 год, Идеология, Интересно, Календарь, Россия, ФСБ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments