fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Categories:

Свиридов о хоровом искусстве, как части духовного сознания

Георгий Свиридов определяет хоровое искусство с одной стороны, как одно из значимых направлений народного духовного искусства,

а с другой, - считает в какой-то степени не поддающегося уничтожению или вымиранию, так как на любом витке развития человечества голос, как инструмент, единственно уцелеет, потому что всегда будет сопутствовать человеку.

В то же время естественное стремление человека к коллективу, необходимой потребности в другом, будет способствовать объединению голосов в совместное песнопение, «соединению душ в звуках, в совместной гармонии».

 И в этом смысле для Свиридова оркестр — это выразитель дисгармонии, европейского веяния,
а хоровое искусство — стремление к этой гармонии, очищению мира через звучание хора.



Синтез Музыки и Слова
Cвиридов считает наиболее действенным из искусств синтез Слова и Музыки. Причем апеллирует к Слову в божественном смысле, «как к началу начал, сокровен­ной сущности жизни и мира». Музыка для него это нечто бессознательное (чувства, ощущения — душа), но не имеющее собственной мысли. Воплощать мысль призвано Слово. А вместе они выражают Истину, служат ей. И именно в этом служении видит смысл творчества любого художника, а в сочетании Слова и Музыки определил для себя способ такого служения.

Типы музыки

Свиридов определяет несколько типов музыки в России:

народная музыка, песня, пронизывающая весь быт человека, сопровождающая обряды, праздники, трудовую деятельность, отдых и т.д., и при этом формирующей собственные национальные черты.

церковная музыка, пришедшая к нам из Греции. Крещение Руси обогатило нашу страну греческой культурой соединившись и перемешавшись с Русью языческой. В любом уезде, где была Церковь существовал и хор, а народ был автором церковного хорового искусства.

скоморошья музыка, привнесённая из Европы. Она определяется профессиональным искусством, работающим на развлечение и за вознаграждение. Тесно связанное с этой музыкой зарождение профессионального музыкального образования имело двойственное значение.

 С одной стороны она развивала качество исполнительства и звучания. С другой, этот академизм был по большей части европейским, он размывал национальную культуру, становился проводником западного образования, призванного образовывать «варварскую и дремучую не музыкальную» Россию.



Искусство, как часть духовного сознания
Искусство — «часть религиоз­ного (духовного) сознания Народа». Не будь этого сознания, оно превратилось бы в поверхностное «эстетическое развлечение».

 Как симптом отрицания этого национального — восприятие на одинаковом уровне удовольствия от
Шекспира и Пушкина, Баха и Чайковского и т. д.

 Это явление во многом присуще западным странами, не имеющим своего и живущих чужим искусством и думающих, что они его понимают.

 В этом смысле Свиридов ставит национальное искусство в ранг высшего. Обозначает важность продолжения и развития собственной духовной культуры, которой к счастью Россия очень богата.

 «Народная песня и старая церковная музыка — вот то, что лежит в фундаменте нашей культуры. Это понял Мусорг­ский и тем стал велик».

Говоря об историческом витке в музыкальной культуре, Георгий Свиридов, отмечает, что на смену симфонии, как восприятии мира через призму жизни отдельного человека, пришла
«поэма, оратория и кантата», как нечто эпическое и народное.

 Через это народное происходит иное духовное восприятие мира, значение личности не умаляется, индивидуальное здесь также присутствует, но уже в ином масштабе и более гуманистическом ключе.


 Продолжение следует...


Оригинал взят у dialexika в Свиридов о хоровом искусстве, как части духовного сознания  


Tags: Искусство, Музыка, Народность, Свиридов, Слово
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments