fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Советы родителям: круг чтения детей


Формирование читательской культуры детей

Давайте обратимся к такой важной проблеме, как развитие у школьников интереса к чтению.
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать», — считал философ Д. Дидро.

Как же помочь ребёнку стать читателем?


К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.

Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Ясно, что именно вторая группа учащихся, как правило, вызывает особое беспокойство учителей и родителей.

Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения малыша с книгой.

 В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения, которая, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования.

Времени, отведённого для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно.Навык беглого и осмысленного чтения вырабатывается  при систематических, ежедневных домашних упражнениях.


Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребёнка, поэтому в случае явных затруднений в произношении следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.

Для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребёнка. Родителям необходимо помнить, что ребёнок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.

Между тем многие дети владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребёнок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера.




 Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей.

Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребёнок видит родителей с книгой?

 Случайно увидела мнение молодой мамы: "Моего читать не заставить. И я не собираюсь силой всучивать ему книгу. Я тоже не читала, и что?".  В двух строчках комментария у этой мамы по две ошибки в каждом слове.

 Что ж, вольному воля, как говорится. Нельзя принуждать детей к чтению, но наравне с игрушками в игровом уголке малыша должны стоять книжки.


















Тогда в возрасте от 5 до 7 лет книжка становится настоящим другом, потому что малыш сам берёт её в руки и начинает читать без посторонней помощи. Не отбить этот интерес и привить хороший вкус - задача не просто любящих, но и педагогически ответственных родителей.

Этот возраст идеально подходит и для первого посещения библиотеки. Одно дело, когда книга твоя и в любой момент можно её взять. И другое дело - библиотечная, которую надо вернуть через несколько дней, потому что другие ребята тоже хотят её прочитать.

В нашей семье сохранилась моя детская библиотека.  Я читала замечательные книги русских и советских писателей дочке, а потом и внучке. Это были счастливые моменты нашего общения. Рекомендательный список детской литературы есть в детских хрестоматиях; хороший совет, что почитать, даст библиотекарь, а потом и учитель.

Очень хорошая традиция - семейные чтения.

 Как-то на летних каникулах мы читали "Детство" из трилогии Л. Н. Толстого. Дочь перешла в пятый класс и получила задание на лето составить устное сочинение по книге, которая понравилась больше всего.

 Из рекомендательного обязательного списка она почти всё прочитала раньше. Мы не спеша, по одной главе вслух по очереди читали эту великолепную вещь любимого писателя.

 Вот как-то устроились втроём поудобнее, решили, кто начнёт читать первым - и слышим голос моей мамы: "Ой, подождите меня минуточку, я тоже хочу послушать". Подождали, конечно.

Это я к тому, что чтение может быть огромным удовольствием, о пользе и не говорю.

Что должен включать в себя круг чтения малыша?

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русскую и зарубежную классику, современную литературу.

 Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, о родной стране, юмористические рассказы, отрывки из книг на историческую тему, литературные сказки, любимые детские писатели, а также стихи и рассказы из детских журналов. От года к году усложняется структура курса  и содержание произведений.





Напомню, что чем раньше малыш встретится с чудесным миром книг, тем раньше начнёт формироваться его читательская культура и вырабатываться грамотность устной, а позднее и письменной речи.

 И помните, что дети - это радость, которая пока с вами.

 О работе с текстом я расскажу в следующей статье.

Картинки отсюда.



Tags: Воспитание, Дети, Круг чтения, Образование, Советы родителям
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments