fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Советская литература. Лавренёв Борис Андреевич


Русский советский писатель, драматург.


Родился Борис Андреевич 5 июля 1891 в Херсоне в семье учителя-словесника. В 1915 окончил юридический факультет Московского университета. Участвовал в Первой мировой войне - офицером и в Гражданской - добровольцем Красной Армии (на Украине и в Туркестане).
С 1923 жил в Петрограде, работал в газетах и других периодических изданиях. Печатал стихи, рассказы, публицистические статьи, рецензии, фельетоны, а также рисунки и карикатуры.

 Уже первые, на материале мировой и гражданской войн, рассказы Лавренёва "Гала-Петер" (1916), "Марина", "Звёздный свет" (оба 1923), "Срочный фрахт" (1925) выявили отличительные черты мировидения и художественного стиля писателя.


Повести «Ветер» и «Сорок первый» (1924), одноименные фильм,
«Рассказ о простой вещи»(1927) посвящены событиям Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны.

Лавренёва привлекают героические характеры, стихийно -романтическая сторона героизма (образ ветра).

В конце 20-х гг. ведущими в творчестве писателя становятся
 темы: интеллигенция,
народ, революция
(повесть «Седьмой спутник», 1927) и судьбы культуры и искусства
(повесть «Гравюра на дереве», 1928).

Проза Лавренёва драматична (острая сюжетность, раскрытие
характеров в непосредственном действии
).

Итогом творческих поисков его стала драма «Разлом» (1927), которая шла во многих театрах страны и за рубежом, где тема
революции
, героического характера получила наиболее полное
и новое решение: Лавренёв
видит героизм в будничном, а не в исключительном, как прежде.

Одно из лучших произведений Лавренёва, ставшее классикой советской литературы, повесть "Сорок первый" (1924) неоднократно инсценирована и экранизирована. Фильмы и постановки много раз премированы на зарубежных и отечественных кинофестивалях.

В жанровом отношении проза Лавренёва весьма разнообразна: социально-психологическая и документальная повесть, авантюрная новелла, бытовой рассказ, сатирический роман.

Как и в прозе, центральные темы его драм – революция в качестве акта народного волеизъявления, интеллигенция и её место в революционных событиях и преобразованиях, роль интеллигенции как социального противоядия в процессе «омещанивания» общества.

 Динамичность, композиционная чёткость и сюжетная острота, диалогическая «полифония», лаконичность и яркость речевых самохарактеристик, проявившиеся уже в прозе Лавренёва, способствовали сценическому успеху его пьес "Дым" (1925 - посвящена Гражданской войне), "Кинжал" (1926, о декабристах) и особенно "Разлом" (1927).

 Идейному «разлому» в кругу семьи посвящена также пьеса Лавренёва "Враги" (1929), судьбам старой русской интеллигенции – драма "Мы будем жить" (1930).


В годы Великой Отечественной войны писатель добровольцем ушёл на фронт, был военным корреспондентом. О защитниках Севастополя им написана романтическая трагедия "Песнь о черноморцах" (1943). А в 1945 году - оптимистическая драма "За тех, кто в море!" (Государственная премия, 1946), в 1949 году - политическая драма "Голос Америки" (Государственная премия, 1950).

В жанре «биографической» пьесы написана драма "Лермонтов" (постановка 1953), сатирико-обличительным пафосом, также в духе времени направленным против псевдореформаторства, отмечена комедия Лавренева "Всадник без головы" (1958; незаконч.).

 Лавренёв был автором многих сборников рассказов ("Балтийцы раскуривают трубки", 1942; "Люди простого сердца", 1943; и др.), публицистических статей, памфлетов, фельетонов.


В произведениях Лавренёва звучит критика буржуазного общества: роман «Крушение республики Итль» (1925), повесть «Стратегическая ошибка» (1934).
Лавренёв Б. А. - Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1950) СССР ,
награждён 2 орденами и медалями.

"Борис Андреевич Лавренёв был очень красив. Красив не только природной внешностью, но и своим прекрасным духовным миром. Высокий, суховатый, подтянутый, с большими горящими глазами, благородным седым зачёсом, в морском кителе, который он носил чаще гражданского костюма, Борис Лавренёв был образцом гармонически развитой личности. Таким он и запомнился. И таким он встаёт со страниц своих замечательных книг, которым суждена вечная жизнь". (В. Пименов).

Источник
БСЭ


Tags: Лавренёв, Седьмой спутник, Советская литература., Сорок первый
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments