fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Новости культуры: Эрмитаж.

Чтобы показать красоту Древнего Востока, его очарование и отвагу, в Эрмитаже после длительного перерыва открыли обновлённую постоянную экспозицию



«Искусство исламского Ближнего Востока. Мамлюкский султанат».

Три новых зала на третьем этаже Зимнего дворца, освободившиеся после открытия Восточного крыла Главного штаба, отныне посвящены периоду существования Мамлюкского султаната — государства, располагавшегося на территории Египта, Сирии, а также части Аравийского полуострова в XIII-XV веках.
Посетители могут увидеть восстановленные из мельчайших осколков лампы, ткани, головные уборы, шлемы, посуду и монеты.



Фото отсюда
Восточная традиция любви к роскоши идёт через века. Об этом свидетельствуют тончайшая чеканка по меди, стеклянные лампы, служившие украшением древних мечетей. Одну из них, найденную лишь в виде множества осколков, реставраторы Эрмитажа собирали целых два года, но такая красота не просто требует жертв – она без них невозможна.

«Под полихромной эмалью - богатая роспись, покрытая практически полностью золотом, сверкала, переливалась. Пускай нет фигур, но выглядит довольно роскошно», – отмечает куратор выставки, научный сотрудник Государственного Эрмитажа Анастасия Теплякова.

Ислам, в котором существует запрет на изображения людей и животных, развил в художниках филигранную технику сложных орнаментов, до бесконечности переходящих один в другой. Мамлюкский султанат богатством превзошёл многие государства. В том числе и благодаря воинственности его лидеров. Власть там переходила не по наследству, а по праву силы. Любой раб, ставший солдатом, мог дослужиться до военачальника, а потом и вовсе распространить свою власть над половиной древнего мира.

«Все мамлюкские султаны – это бывшие рабы, которые поднялись на военной службе и стали высшими правителями. Понятно, что всё это было немирно и неблагостно – резали, убивали, – но у него была возможность выйти из этого положения», – пояснил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Искусство Мамлюкского султаната соседствует в Эрмитаже с искусством древнего Ирана. Тогда государства Востока разделялись границами, а вот объединяли их торговые пути и общая материальная и духовная культура.

«Именно там создавались великие произведения искусства, там переводились труды греческих философов, которые потом в арабском переводе попадали на Запад, переводились на латынь и попадали в сферу западной науки. Этот регион всегда был включён в сферу культуры. Это ни в коем случае не задворки цивилизации, о чём говорит наша выставка, в том числе», – подчёркивает сотрудник научного отдела Государственного Эрмитажа Михаил Грачев.

Очередная выставка по традиции открылась торжественно. Церемонию в Эрмитаже довели почти до автоматизма, ведь подобные мероприятия в этих стенах происходят очень часто. И даже сами ножницы уже стали своего рода реликвией. Если они пропадут, говорит хранительница Анна Моисеева, это станет, как минимум, её личной трагедией.

Три новых зала Эрмитажа станут тем недостающим звеном в цепи истории, которая протянулась от древней Византии через Арабский халифат к султанату воинственных мамлюков, а позже и к Османской империи.

Видео

Tags: Культура, Мамлюкский султанат, Экспозиция, Эрмитаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments