fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Categories:

На заметку родителям. Работа с текстом.

Формирование типа правильной читательской деятельности

Интерес к знаниям немыслим без постоянного чтения литературы. Не дополнительные занятия, не бесконечное "подтягивание", а чтение, чтение и ещё раз чтение – вот что играет решающую роль в умственном труде тех, кому трудно учиться. Благодаря чтению развивается их интеллект. Чем больше «трудный» ученик читает, тем яснее становится его мысль, тем активнее его умственные силы.
                                                                                                                                               (
В. А. Сухомлинский)


В. Серов «Домашняя работа»


Работа с текстом - это интересный и необходимый  вид учёбной деятельности,  формирующий у ребёнка  умение глубоко проникать в содержание: развивает внимание к  языковой составляющей, к деталям, к художественному своеобразию текста, способствует развитию познавательной активности малыша.

Формирование типа правильной читательской деятельности (системы приёмов понимания) начинается
 на материале текстов Азбуки и прописей.


В работе с текстом выделяются три этапа:

Работа с текстом до чтения.


1. Малыш читает заранее напечатанные ключевые слова и словосочетания из текста, значение которых следует уточнить, т. к. они особенно важны для понимания текста.

2.  Чтение заглавия  («Заголовок – это не просто слова:  эти слова – всему голова».)
Рассматривание иллюстраций к тексту (можно "подписать" иллюстрации - устно: Нападение. Плач. и т д.)
На основании ключевых слов, заглавия и иллюстраций малыш высказывает предположение о содержании текста.
Затем даётся задание: прочитать текст и проверить свои предположения.


Работа со словарём: слова и словосочетания, значение которых надо объяснить или уточнить.
(Полезно завести и вносить новые слова в свой словарик).


Подённая работа -       временная работа, оплачиваемая из расчёта за один рабочий день.
Слобода -   пригородное селение, посёлок за городом.
Пострелёнок -      шустрый мальчонка, ребёнок. "Наш пострел везде поспел".
Подобрал полы -    нижние края шубейки.
Во весь дух -     стремглав, очень быстро
Украдкой -     тайком, потихоньку.
Бедовый -      смелый, отчаянный, бесшабашный.

Работа с текстом во время чтения.

1. Дети самостоятельно читают текст про себя, затем вслух по предложениям или по небольшим абзацам.

2. Мама задаёт уточняющие вопросы по ходу чтения: проверяет правильность первоначального восприятия и  понимания прочитанного.

 По мере чтения уточняется значение слов, сопоставляются предположения ребёнка, высказанные вначале, со смысловым содержанием текста. Постоянно идёт работа над уточнением и углублением понимания.

 Текст рассказа:
Л. Н. Толстой Филиппок (рассказ) Лучше работать над текстом в бумажном варианте.

3. Повторное чтение более крупными отрывками, беседа по содержанию.

Работа с текстом после чтения.

1. Вопросы мамы ко всему тексту, которые позволяют понять его смысл. Беседа по спорному вопросу (интрига, проблема).

Вопросы по содержанию:


Каков же Филиппок?
(Филиппок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она отдала его учиться).

А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе).

Торопился ли Филиппок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делал молча, никому не говоря).

Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через всё село)

Почему собаки залаяли на Филиппка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда.

А ещё собаки лают, когда бежишь. Филиппок не шёл, а бежал в школу – вот что важно! Да ещё он был в отцовской шапке, в шубе)


Что мог сделать Филиппок, когда на него залаяли собаки? (Вернуться назад, домой)

А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

– Найдите в тексте выражения, которые изображают. что происходило с Филиппком.

Какое чувство охватило Филиппка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают ответ из книги)

Как вошёл Филиппок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить).

Как вёл себя Филиппок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”)

– Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий.

Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что сможет учиться).

Так каков же Филиппок? (Филиппок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

Какая у него цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).

Мог ли писатель дать другое название рассказу?

– Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филиппка).

Филиппок
Самостоятельный, настойчивый.
Идёт, преодолевает, получает…
Филиппок добивается своей цели.
Ученик.


2. Возвращение к заглавию и иллюстрациям на новом уровне понимания.
3. Творческие задания:

а) Иллюстрирование
б) Словесное рисование
в) Придумывание продолжения
г) Составление диафильма
д) Инсценирование

 Родители должны помочь своему ученику освоить этот порядок (алгоритм) глубокого усвоения содержания и выработать устойчивый навык системы приёмов понимания (правильной читательской деятельности), которая является основой усвоения школьной программы и знаний в целом.

 Для многих учеников отсутствие этого навыка - камень преткновения в учёбе и соответственно -  отрицательное отношение ребёнка не только к чтению, но и к обучению в принципе. Чем раньше помочь ребёнку сформировать этот навык - тем лучше.

Продолжить такую рубрику для родителей меня сподвигли знакомые, дети которых столкнулись с трудностями обучения в школе именно по этой причине. Выбор у нас один: или понадеяться на авось или засучить рукава и брать ответственность за развитие и обучение своих  детей на себя.

Напомню, что всегда рада ответить на ваши вопросы, подготовить интересующую вас тему. Успехов!


Tags: Работа с текстом., Советы родителям
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments