fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

О золотом советском веке

Без взгляда в прошлое - не будет будущего. Но без исторического движения вперёд, никакое прошлое никого не спасёт.



«Колхозный праздник» («Праздник урожая), Аркадий Пластов


Тексты Сергея Ервандовича трудно читать, не соотнося их с собой. Соотносясь же, обнаруживаешь точные описания собственного бытия и окружающей действительности. Например, статья
«О коммунизме и марксизме — 69» начинается следующим образом, цитата: «Современный скептицизм очень специфичен. С одной стороны, он обладает непомерной доверчивостью по отношению к тому, что отвечает внутреннему запросу. С другой стороны, он непомерно недоверчив по отношению к тому, что этому запросу не отвечает».

Можно прочесть этот текст как бы со стороны (скептики — это такие либералы, да?) и пойти дальше. А можно заменить первое слово, «современный», на «советский» или «просоветский», тем самым примерив написанное на свой мир. Конечно, готовность откликнуться на то, что отвечает внутреннему запросу, в принципе свойственна человеку (Ах, обмануть меня не трудно!..). Но что в этой связи можно сказать о просоветском человеке сегодня, на что он откликается, следуя своему внутреннему запросу?


Вряд ли будет большим преувеличением сказать, что просоветский человек так или иначе сакрализует советский период нашей истории. Всё самое лучшее — советское: образование, медицина, наука, армия, наконец, образ жизни и бытие в целом. И чем дальше от дня сегодняшнего, тем больше сакрализация, достигающая пика на временах Сталина, реже — Ленина.


«Аркадия — Золотой век», Frans Francken the Younger, Ambrosius Francken (II), Hans III Jordaens, Abraham Govaerts, Alexander Keirincx

Очень хочется вернуть в наше сегодня всё самое лучшее из СССР, защитив советское наследство. Мы — за традиционные ценности, за советские стандарты образования, за...

В этой родной мне картине мира есть один изъян — в ней нет устремления в будущее. Советский термидор (или, чтобы не путаться в терминах, советский консерватизм) хочет сшить сакральное советское прошлое с днём сегодняшним. То есть осуществляет классическую функцию консерваторов — защиту традиций и сшивку их с новизной эпохи.

Советского будущего не может быть без советского прошлого. Прошлое — это фундамент для построения будущего. Но для того, чтобы строить, нужно быть обращённым вперёд. Можно и нужно с любовью погружаться в прошлое, чтобы понять, почему самое лучшее самораспустилось. Можно и нужно защищать элементы советского уклада, в каком-то виде остающиеся сегодня, так как без них рухнет страна.

 И, в конце концов, если политика — это управление общественными энергиями, то она невозможна без сопричастности энергии советского термидора, являющейся, с моей точки зрения, мейнстримом общественно-политической жизни нашей страны. Всё это необходимо, но недостаточно. Реванша не может быть без по-настоящему страстного устремления в будущее, с опорой на прошлое и настоящее.


Без будущего сакрализация советского периода нашей истории превращается в теорию золотого советского века, от которого мы отпадаем со времён ухода Сталина. От Сталина до Зюганова и дальше до самого конца.

Источник – http://rossaprimavera.ru/essay/o-zolotom-sovetskom-veke

Оригинал взят у friend в О золотом советском веке


Tags: Золотая эпоха?, История, Кургинян, Советский Союз, Человек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments