fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Земля 1930. Незабываема.


В первых кадрах взволнованная ветром нива дала понять, что спокойно не будет. Следующий кадр с молодой девушкой сменён гроздью спелых яблок. Этих образов оказалось достаточно, чтобы отобразить традиционную жизнь, и вокруг них свил художественный шедевр Александр Довженко.



Ветер, как символ перемен и революции, принёс на землю новые технологии. Машины сменили верных волов и коней. Не все ждали технику, её боялись и восхищались. Железные кони взялись за дело.

Тракторы, сеялки, мотовила и прочая техника давала огромные результаты.
Да как показан прорыв: «Батько, бросай корягу», - крикнул Василь, проносясь мимо отца на первом тракторе колхоза.

Отца убеждали всей ячейкой, чтобы бросил свои устаревшие взгляды на ведение хозяйства, но тот всё не верил.

Но машины никак не повлияли на отношения между парнями и девушками. Как трогательно режиссёр показал соединённые горячим чувством пары. Невозможно оставаться равнодушными, смотря на эти кадры. Любовь захватывает и вдохновляет.

А машина Василя разбудила новый ритм жизни, и драма «Земли» не только в том, что завистник – кулак не перенёс радостных достижений тракториста и убил новатора, но ещё и в том, что этот самый кулак потом хотел провалиться сквозь землю и она его не приняла, так же как хотел повеситься предатель Рыбак в фильме «Восхождение», но небо его не взяло!

Что осталось старику отцу, молодой жене и дитю Василя? Сцена: обнажённая смертью жена среди пустой комнаты кидается от кровати, где еще сохранилось тепло любимого, к иконам в мольбах о потерянном. Исступлённое горе.
Я восхищён работой режиссера, ни тени на пошлость, больно и ужасно. Отец не выдерживает и в сердцах говорит попу: «Бога нет». А придя в ячейку к товарищам Василя, он попросил их: «Погиб мой Василь за новую жизнь. Так пусть похоронят его по-новому и песни пусть поют про новое». Так была разрушена еще одна многовековая традиция, вместо надгробных камланий и рёва старух, зазвучали хором голоса всего посёлка.


Ну а как же яблочки? С яблоками принимало небо трудяг- стариков, ими игрались счастливые дети и Василя проносили под гроздьями яблок. Это значит, что религиозный оттенок поменялся, пришли люди, верящие в историю и не растерявшие любви, так и земля их одаривает своими плодами, а в конце жизни земля принимает в свое лоно, там, где покоятся предки всех тех тысячелетий, которые, по словам автора, «большевистским стальным конем разворотил тысячелетние вехи», но своим трудовым подвигом зарядил других людей на борьбу.
Если в первой сцене, как море, волновалась под ветрами созревшая нива, то закончилось картина яблоками под проливным дождем.

Михаил Светлов в стихотворении 1926 года “Гренада”, о потере нашего воина-интернационалиста за освободительную борьбу за землю Испании писал:

Отряд не заметил
Потери бойца
И «Яблочко»—песню
Допел до конца.
Лишь по небу тихо
Сползла погодя
На бархат заката
Слезинка дождя...

Новые песни
Придумала жизнь...
Не надо, ребята,
О песне тужить.
Не надо, не надо,
Не надо, друзья...
Гренада, Гренада,
Гренада моя

В тридцатые годы революционные прорывы наполняли воздух всей земли. А художники красиво, образно и ясно отражали борьбу и передавали плоды своего труда народу, укрепляя общественный дух.



Tags: Довженко, Земля, Фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments