30 апреля 1956 года родился Ларс фон Триер – датский кинорежиссер, поставивший точку
в развитии западного гуманизма.

Говорят, что правильная постановка вопроса — половина его решения. Западная творческая и иная интеллигенция весьма поднаторела в этом деле: порою даже удивляешься, как после стольких трактатов философов, психологов, сатириков, политиков, экономистов, писателей, художников — можно ещё верить в то, что трава по ту сторону границы зеленее. Интернет позволяет с лёгкостью узнать всё
про расчеловечивание, эксплуатацию, бессмысленность, любую иную несовершенность современной жизни.
Однако люди ожидают от интеллигенции не только первой половины решения своих проблем — но и второй. Великие революции (в отличие от постоянно случавшихся мятежей и восстаний) начинались не там, где приходило понимание, что жизнь — плоха. А там, где людям показывали иное, светлое будущее — и шаги, которые нужно предпринять для его достижения.
Так как же сейчас обстоят дела с ответами? Желание западной интеллигенции отказаться от коммунизма — удовольствие не из бесплатных.
Долгое время только социалисты сохраняли веру в человека, в прогресс, обсуждали возможность превращения людей не в винтики Машины, а во всесильных творцов, разуму и науке которых рано или поздно подчинятся силы природы.
Утверждалось даже, что человечество должно преодолеть саму Смерть, воскресить предков, исправить все зло в мире — подобно древним героям, побеждавшим страшных чудищ, завершая дело Богов.

Эти социалистические ответы сыграли ключевую роль в ХХ веке — на них человечество «вылезло» из пучины бессмысленной Первой мировой войны, нанесло поражение мировым чёрным силам фашизма. Обойти их стороной, проклясть даже «утилитарные» — социальные, промышленные — их достижения… Мало кому удалось сделать это, не отказавшись от каких-то важных гуманистических констант.
Прокляни коллективизм (как это сделали многие) — и останешься беспомощным перед лицом социальных и природных сил одиночкой. Откажись от развития человека — и получишь мир холодных машин, перемалывающий людей. Скажи, что все великие, объединяющие и вдохновляющие на подвиги идеи — «тоталитарны», опасны для свободы личности — и обречёшь себя копошиться в мелочных вопросах потребительского быта или бессмысленно играть красками в «современном» искусстве.
Куда же мы идём? В капитализм? Социализм? Коммунизм? Что за светлое будущее обещает нам западная интеллигенция? Чем ответят они на вызовы сегодняшнего общества?
Несмотря на расхожее мнение, века марксистской и социалистической традиции ушли не на развитие идей, как репрессировать наибольшее количество народу.
Один из самых внятных ответов на все эти вопросы прозвучал на рубеже 2010-х годов — из «уст» известного датского кинорежиссёра Ларса фон Триера. Человек, начинавший с «антибуржуазного» манифеста, пришёл к некоей финальной точке.
Не так важны его заявления по поводу эстетики нацизма и еврейско-немецких корней — это всё легко списывается на шутки и эпатаж, построенный как раз на понимании «неприемлемости» данных вещей.
Другое дело — фильмы, один из которых — «Антихрист» — режиссёр считал вершиной своей карьеры, а героиня второго — «Меланхолия» — была аллюзией на личность автора.

Статья полностью здесь.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.