fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

НАШ СОВРЕМЕННИК КОРОЛЬ ЛИР

Я люблю пересматривать старые классические фильмы. Не только потому, что они никогда
не разочаровывают, но и потому, что воспринимаются они всегда по-разному, порой весьма удивляя.


Вот и вчера, пересмотрев «Короля Лира», снятого Григорием Козинцевым в 1970 году, я была удивлена теми мыслями, которые вызвал во мне этот, казалось бы, хорошо знакомый фильм.

За последние 4 года своей жизни я три раза оказалась свидетельницей и невольной участницей ситуаций, достойных пера если уж не Шекспира, то Островского –  точно. Два раза бабушки, вырастившие внуков, в полном смысле этого слова, были выброшены на улицу.

 И один раз жена, родившая мужу двух детей, была доведена до самоубийства (Господь не попустил ей преуспеть, слава Ему!). И было бы вполне ожидаемо, чтобы «Короля Лира» я восприняла именно как историю о людской неблагодарности и низости. А вот поди ж ты – я смотрела его как политический репортаж!


И что же я увидела? Увидела я, конечно, короля Лира. Короля с таким стажем, что он не просто привык быть королём, а буквально перешёл к владычеству в режиме «автопилот». Он перестал воспринимать своё королевство как смысл и ответственность своей жизни, а воспринимал его как некую данность, находящуюся в полной власти любого его королевского слова.

 И коль скоро я воспользовалась аналогией из области авиации, то я продолжу, сказав, что из такого неадекватного виража Лир сорвался в штопор, распространив свою уверенность в силе слова и на слова других людей (дочек своих, в частности).

 Буквально выдоив из двух признания в сугубой любви к отцу, он разорвал на две части королевство, а третью дочь проклял и выслал замуж без приданого за то, что та не захотела устраивать «показательные выступления» на тему любви к папе. Сделал он это потому, что государственные заботы без забытого смысла стали его обременять, а преимущества королевского положения стали восприниматься как неотчуждаемая данность.


К сожалению, для Лира (ставшего частным лицом, решив сбросить обременения, оставив себе «ништяки»), да и для зрителя тоже (жалко же дедушку), неадекватность называется так не потому, что её кто-то не одобряет, а потому, что неверные представления об окружающей действительности приводят к непредвиденным последствиям действий, совершённых на их основании. Последствиям тяжким.

А ещё я увидела, как этот «саморегресс» индуцирует воронку регресса в окружающих – в двух старших дочерях и большей части придворных.

И всё вместе ставят страну на самый край пропасти. Рвётся не только страна, рвутся изнутри семьи.
В семье Глостеров организуется управляемый конфликт с третьей силой (незаконный сын Эдмонд натравливает отца на законного сына Эдгара, а потом – герцога Корнуэльского на отца), выплёскивающийся за пределы семьи и разъедающий остатки человеческих отношений.


Ну и Бог бы с ним, Лиром. «Человек сам кузнечик своего счастья». Вот только как абстрагироваться
от воспоминаний о несчастном «Хозяине земли русской»? Или о совсем уж близких нам творцах плана «Звезда» (состоявшего в сбросе Россией национальных окраин, сдаче ею Красного Проекта и вхождении
в Европу), которые возжелали капиталистических ништяков, но к нашему великому прискорбию, по-видимому, ни на карту не смотрели, ни сказки «Теремок» в детстве не читали, а уж о «людишках» и вовсе не болели сердцем.





В «Короле Лире» не все свалились в воронку регресса. Младшая дочь Корделия заплатила жизнью, пытаясь защитить поруганную честь отца. Ослеплённый телесно, но прозревший духовно, Глостер последовал за своим старым королём в горьких скитаних. Старший Кент, Эдгар Глостер и герцог Олбани остаются верными своему долгу перед государем и государством. И зрителю ясно, кто будет отводить страну от пропасти. И у нас сегодня есть немало людей, которых воротит от «нежной мякоти регресса под толстым слоем гламура». Нам всем нашу страну и вытаскивать с Божьей помощью.
Так что не будем сдаватья!




Григорий Козинцев был не только одним из основоположников и классиков советского кинематографа, режиссёром, сценаристом и педагогом. Он был ещё и исследователем и автором книг. Одну из своих книг он назвал «Наш современник Вильям Шекспир».

Равняясь на классика, я и назвала это эссе так, как я его назвала.
Tags: #Козинцев, #Шекспир
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments