fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

«Как вы работаете? Они же русских сказок не знают»


О роли литературы в процессе воспитания
и её основополагающем влиянии на формирование человеческой личности, а также о том, что в современных детях трудно, но не невозможно, разбудить живое, осмысленное восприятие литературных произведений, рассказала учитель русского языка и литературы Орловского базового медицинского колледжа Ольга Николаевна Василевская
1 сентября в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.





К. Ольга Николаевна, как Вы считаете, должна ли современная школа заниматься воспитанием? И если должна, то какова в этом роль литературы?

О.Н. — На эту-то тему у меня точка зрения давно сформировалась. Если хочешь воспитать гражданина, нужно изучать историю, изучать глубоко. Если хочешь человека и гражданина, нужно изучать литературу. Это во-первых.
Во-вторых, как бы там ни было, история не всегда говорит правду. История у нас часто трактуется в чьих-то интересах.


К.Вы имеете в виду оценку исторических фактов в свете определённой идеологии?

О.Н. — История часто пишется таким образом, что что-то умалчивается, что-то наоборот... А классическая литература — это та литература, которая не может врать. Например, о Тургеневе всегда говорили, что он опережал свою эпоху, на него часто нападали современники, но он даже своих идеологических оппонентов изображал
с необыкновенной правдивостью. Не даром же Пушкин говорил: «Что удрала моя Татьяна? Взяла и вышла замуж».
То есть герои живут своей жизнью.


К.То есть Вы считаете, что литература, особенно художественная, свободна от того, чтобы, как история, соотносить свои оценки с официальной идеологией?

О.Н.  — Ну, сказать, чтобы свободна... наша литература не всегда была. Но, тем не менее, автору трудно лгать. Настоящему художнику трудно лгать. И поэтому, как бы там ни было, мы читаем художественные произведения, даже те, которые написаны были где-то под заказ, там всё равно правда видна. Когда мы стали читать ту литературу, которая лежала на полках и не публиковалась, она многое открыла, а история нам этого тогда не говорила. Литература формирует личность. Никаким образом нельзя уходить от этого, и мы это поняли уже тогда, когда выводили… ну, не гуманитарные предметы, а воспитание из школ.


К.Вы говорите про постсоветский период. Разница стала проявляться в детях?

О.Н. — В примерах из нашей реальной жизни. Когда деньги заменяют нравственные ценности, выходят на первое место, уходит какая-то идеология, уходят нравственные ценности, на которые можно опереться, тогда их место занимает материальное, и личность начинает деградировать, личность гибнет. Например, не говоря уже про русскую классику, классика западная — «Гобсек». Там яркая личность гибнет под властью денег, которая могла бы реализоваться в самых разных сферах, но просто гибнет... Тело тренируют физические нагрузки, а литература тренирует нашу нравственность, она делает из человека человека.


К. — А дети как-то изменились?

О.Н. — Да. Раньше ты говоришь, они слушают, воспринимают, и всё нормально. Сейчас, конечно, куда труднее это делать. Но особенно бывает здорово, когда до них начинает доходить. Когда ты это видишь, когда они начинают понимать, осознавать — эти моменты просто прекрасны. Сейчас, например, я могу перечитывать стихотворение раз, два, до пяти раз иногда, не только классических, но и современных поэтов. Включаем запись, и только на какой-то пятый раз они начинают осмысливать, и вот тут уже загораются глаза, и приходит понимание.

  Сейчас они другие, восприятие другое. Но пока ещё до них доходит. Что будет дальше — не знаю. Мне вот психиатр в этот раз на медосмотре сказал: «Как вы работаете? Они же русских сказок не знают». Но, тем не менее, не скажу, что всё так безнадежно. Осмысленное чтение это труд, а к труду надо приучать. Проделав определённую мыслительную работу, ребята начинают понимать, видеть глубокий смысл, заложенный в небольшом стихотворении. Поэтому пока я ещё вижу это, я работаю. А когда перестану, тогда, наверное, нужно уходить.
***
Напомним, что министр образования Ольга Васильева с момента своего назначения заявляет о том, что воспитание
в школе сейчас актуально так же, как и ранее: «По отношению к школе я консерватор, я за возврат к лучшим традициям советской школы. Всё новое — это хорошо забытое старое. Сегодня это всё тоже актуально. Разве любая школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд?».



ИА Красная весна





Tags: #Образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments