
Ты существуешь благодаря сопряжённости, связанности. Сопряжённость существует благодаря тебе. Храм существует благодаря каждому из камней. Убери вот этот – храм обвалится. Ты привязан к земле, храму, царству.
И благодаря тебе существуют земля, царство, храм. Не твоё дело судить о них, как судит посторонний, что
не привязан к ним. А если судишь – судишь самого себя. Здесь твоя боль, но и жизнестояние.
Если ты продаёшь свое царство ради другого, на взгляд, может быть, лучшего, ты неотвратимо утрачиваешь что-то
в самом себе, то, чего не найдешь никогда.
... Ты оборвал связь, утратил самое драгоценное своё достояние: оно не в вещах – в осмысленности мира.
Я знал эмигрантов, они всегда тосковали.
Я всегда считал обделёнными тех, кто не знает, с кем они заодно. Я видел, как лихорадочно эти люди искали религию, общину, круг, куда бы их приняли. Их принимали, но единение было иллюзорным. Подлинную общность дают только общие корни. Ношу жизни не получишь, будто носилки с камнями от прораба на стройке. А когда бросаешь свою ношу – опустошаешься.
Так вот, тот, кто вечно всех судит и не стал ни с кем заодно, кто вечно на своей стороне, тот упёрся в собственное тщеславие, как в глухую стену. Его заботит, как он выглядит, а не то, что он любит. Он перестал быть связующей нитью – стал вещью, на которую смотрят. Но в вещах нет никакого смысла.
Антуан де Сент-Экзюпери, Цитадель
Отсюда