fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Как найти подход к педагогам-миллениалам?


Молодые специалисты готовы оставаться в системе образования, если она ответит их потребностям

В январе 2016-го Министерство образования и науки РФ порадовало нас новостью о том, что наконец-то доля молодых учителей сравнялась, а где-то даже превысила долю учителей пенсионного возраста. Действительно,
в школы массово пришли свежие силы, что не может не радовать. И сразу привычно заработала машина поддержки молодых педагогов: учителя-наставники, планы-отчёты, посещение уроков с разбором полётов после…  Заработала, но быстро засбоила. Тормозные колодки стачиваются, мотор кашляет, требуя какого-то другого топлива.
В чём подвох?


  В системе образования появились и постепенно освоились люди поколения Y (или миллениалы, рожденные в 80-х и 90-х годах).

  Даже педагогическое образование и навыки работы
с детьми не мешают им соответствовать всем ярким «НЕ» своего поколения, а именно:


· не быть трудоголиками и защищать своё право на богатую личную жизнь за стенами школы;

· не признавать авторитетов и прелестей вертикального общения;

· не уважать возраст за эффект механического накопления опыта:

· не брать на себя ответственность без весомых причин и пользы;

· не считать учительство призванием или «крестом», который надо терпеливо нести.

Один знакомый директор школы посетовал, что у нынешней молодёжи «из мозга целый сегмент вырезан»:
они не признают субординации, на вопрос начальства отвечают вопросом типа «А зачем это мне?» или не отвечают вообще. Приходится объяснять им, как здороваться и прощаться, как адекватно реагировать на указания, во что одеваться и что лучше на себе не носить (принты, резиновые браслеты и прочий оверсайз).


Тем не менее молодые учителя – отличные и яркие ребята, которые пришли к нам за удовольствием
от педагогической профессии, причём обоюдным. За самореализацией, за карьерой и победами в конкурсах,
за стабильным доходом и стабильным же активом свободного времени в виде больших школьных каникул. Они готовы работать «по фану», но вряд ли согласятся на 40 часов в неделю во имя лишнего заработка или «вклада в развитие организации». Они отлично ладят с детьми, но сердце им не отдают, предпочитая оставлять его себе.


И ещё – важно! – молодые специалисты в школах готовы профессионально расти и оставаться в системе, если система ответит их потребностям, предоставив возможность развиваться ещё и личностно, построить свои «индивидуальные образовательные программы» и карьерные маршруты. Желательно по формуле «школа + …» (путешествия, спорт, волонтёрство, творчество, сообщества по интересам и т.д.).

Это уже не те люди, которые будут после 23.00 отвечать на звонки встревоженных родителей, героически проверять тетради на коленках и посвящать законные выходные работе с отстающими. Родители успокаиваются посредством авторассылок со смайликами в ВотсАппе и Телеграме; домашнее задание проверяется цифровой системой,
а отстающие – тоже люди и имеют право на отдых.


«Старая добрая» модель наставничества здесь перестаёт работать, так как натыкается на все вышеперечисленные «НЕ»: линейная трансляция опыта «делай, как я» учителей поколения Y не мотивирует. Да и методы работы матёрых «беби-бумеров», рождённых на заре 60-х, для «игреков» неубедительны, ибо основаны на совершенно других ценностях – коллективизма, вклада в общее дело, самоотдачи. С учителями поколения Х взаимопонимания больше, но «иксы» слишком погружены в работу и прагматичны, их требования кажутся завышенными, а нотации скучными…

Однако, похоже именно нам, «иксам», придётся выстроить новую модель адаптации и акселерации деловых качеств «игреков», иначе вряд ли мы сохраним их для школы.

Давайте разберёмся, на что сегодня главный запрос у миллениалов?

· на актуальную и полезную информацию, «упакованную» в модули и кейсы;

· на приобретение навыков, дающих быстрый эффект;

· на содержательное общение в горизонтали;

· на личностный рост – здесь и сейчас;

· на эмоциональную отдачу (признание, удовольствие от работы).


Работа для них – это возможность учиться и развиваться, расширять зоны интереса получать новые навыки и возможности. Реализация в профессии – сродни квесту с собиранием «трофеев», поэтому внутришкольная система повышения квалификации должна стать таким же квестом. Или амбициозным проектом, поделённым на чёткие этапы с задачами и бонусами за их выполнение. И одновременно профессиональной «тусовкой», где можно поделиться впечатлениями, собрать информацию, протестировать дидактические приёмы и получить обратную связ от ровесников и старших коллег. Обязательно в комфортном горизонтальном общении, где все педагоги на равных –
в общей исследовательской позиции.


Итак, делаем вывод: современная модель сопровождения молодых педагогов должна включать:

· поддержку профессионального развития (стэп бай стэп, в режиме индивидуального проекта + общей рефлексивной группы);

· сопровождение личностного роста (если включить коучинговые подходы, будет вообще супер);

· содействие приобретению дополнительных навыков (изучению языков, получению IT-компетенций, способов коммуникации, приёмов квантового мышления и пр.).

Слишком трудно и заковыристо? Вовсе нет, если включить задачу развития молодых в общую логику работы
с коллективом. Например, запустив проект «Исследование факторов эффективности современного школьного обучения» и объединив опытных и молодых учителей в общие проблемные группы. В процесс сопровождения включаем коучинг – технологию, позволяющую поддерживать без давления и готовых рецептов.

  Представьте себе: завуч, посетив урок молодого учителя, не разворачивает «простыню» с листом оценивания
по 25 показателям и не бубнит про реализацию цели урока, требования ФГОС и процент охвата. А просто задаёт
(с интонацией доброго волшебника) несколько открытых вопросов типа: «Представьте себе, что этот урок впереди, можно провести его еще раз…Что бы вы поменяли? Что усилили? Что оставили бы неизменным?». В итоге наш «игрек» сам формирует собственную зону ближайшего развития. Что и требовалось доказать.


Стоит также использовать игропрактики, коммуникативные кейсы, форсайты, «педагогические поединки» - они вызывают живой интерес и эффективно «выравнивают» поколенческие зигзаги.

Пусть учительская станет похожа на коворкинг! И поставьте в центре штурвал – дайте миллениалам порулить.

И, наконец, последняя волшебная кнопка у большинства «игреков» – кнопка эмоций «здесь и сейчас»: фолловинг и лайки, кайф от процесса и хайп вокруг него. Начиная с банальных (и странных для нас, «иксов») обнимашек при встрече и заканчивая непременным селфи со знаменем победы на покорённой вершине.

Не смейтесь и не возмущайтесь. Просто дайте им эту возможность. Главное, чтобы победа была настоящей, педагогической.

Об авторе:

Мария Владимировна Калужская – заместитель директора по научно-методической работе гимназии №210 «Корифей» города Екатеринбурга, кандидат политических наук.

Фото Вадима Мелешко


Источник


Tags: #Школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments