
Доктор психологических наук, профессор СПбГУ Р.М. Грановская:
"В советское время, когда никто ещё и не думал о ЕГЭ, мне тайно из-за границы прислали книгу с примерами тестов.
Я собрала своих учеников, и мы стали проходить эти тесты.
Прошли только сангвиники, потому что они работают в экстремальных ситуациях лучше, чем в спокойных. Они хорошо мобилизуются.
И что? Кто сказал, что сангвиники самые лучшие? Они хорошие организаторы, лидеры – всё это так.
Но когда надо строить долгосрочную перспективу, нужен флегматик.
А когда надо пробивать стенку прямо сейчас – нужен холерик.
А чтобы увидеть, куда двигаться, – меланхолик. Он со своей чувствительностью первым ловит ветер в паруса – это оборотная сторона его страхов, тревог.
Поэтому в серьёзном коллективе должны быть все.
Сначала приглашают меланхолика. Его надо погладить по голове, потому что он очень тревожный. И сказать:
«Нам надо решить эту задачу. Как ты думаешь, куда двигаться?»
– «Ну, я не знаю, но вот мне кажется, туда».
Тогда приглашают флегматика и говорят ему: «Один чудак сказал, что с этой задачей – туда. Как думаешь?»
– «Ой, нет, я так сразу не знаю, вот через недельку…»
Хорошо, через недельку.
«Ну вот, есть разные подходы. Но в некотором смысле этот – более перспективен».
Тогда приглашают холерика. Говорят: «Вот направление, надо проложить туда дорогу. Срочно займись».
А потом приглашают сангвиника: «Организуй бригаду, построй план и руководи».
Получается, ЕГЭ ставит в неудобную ситуацию троих из четверых."