fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Влияние гаджетов на речевое развитие детей. Часть I.


Вехи речевого становления

Мобильные телефоны, планшеты и компьютеры уже давно утратили своё первоначальное предназначение средств связи и вычислительных машин. Теперь для большинства людей они выполняют развлекательную функцию, ценность и значение которой совершенно затмила собой исходное предназначение этих устройств.




Функции гаджетов как средств коммуникации тоже изменились — они используются не столько для передачи речевых сообщений, сколько для общения в соцсетях. Причём наверняка это не единственные проявления последствий развития вычислительной техники и средств связи.

 
Стоит вспомнить, что речь и мышление у человека связаны неразрывно. Ещё в 1887 году английский языковед, профессор Оксфорда Ф. М. Мюллер писал в своей работе «Наука о языке»:

  «Никто, я думаю, не будет в состоянии оспаривать факта, что мысль без языка или какого-либо другого воплощения, невозможна. То, что мы привыкли называть мыслью, есть только оборотная сторона монеты, лицевая сторона которой есть членораздельный звук».

   Какое влияние могут оказать гаджеты на развитие ребёнка, учитывая, что сегодня родители нередко начинают приучать детей к пользованию ими едва ли не с пелёнок? Предлагаем ознакомиться с докладом «Влияние гаджетов на речевое развитие детей», который представила петербургский учитель-логопед высшей квалификационной категории Эмма Сантриковна Агопян на научно-практической конференции «На пути к школе здоровья: становление образования в контексте ФГОС», прошедшей в рамках VIII Петербургского международного образовательного форума.
  Влияние гаджетов на речевое развитие детей

Автор: учитель-логопед высшей квалификационной категории Агопян Эмма Сантриковна

  Каждое лето я ездила в поезде к родителям в гости с ребёнком, а то и с двумя и тремя. Это было настоящее испытание: двое суток в замкнутом пространстве… Все дети в вагоне шумели, бегали, общались, ходили друг к другу в гости. То родители их занимали чтением книжек, раскрашиванием, настольными играми, рассказыванием разных историй, так как сказки уже все были выучены наизусть, то дети сами придумывали игры, вступая в контакт с другими ребятами в вагоне.

  Совсем другую картину я увидела в поезде этой зимой. Как только поднимался незначительный шум, родители давали в руки своему чаду планшет и его не было слышно на протяжении многих часов. Здорово! Дети не шумят, мамы спокойны. Мне стало интересно, а как такое раннее увлечение гаджетами может повлиять на речевое развитие ребёнка? Хочу сразу акцентировать ваше внимание, что мы рассмотрим только речевое развитие.

 Давайте пойдём по-порядку. Начнём с внутриутробного развития плода.

  Формирование слухового аппарата завершается к 24 неделе развития; до этого срока плод воспринимает звуки всей поверхностью тела. Поэтому в первую очередь он «ощущает» звуки голоса мамы: они проводятся в виде вибраций тканей её организма и околоплодных вод. При этом слова, обращённые к плоду, мужу, коллегам или ещё кому-то, будут ощущаться малышом абсолютно одинаково.

  Начиная с шестого месяца внутриутробной жизни, кроха уже слышит в обычном для нас понимании этого слова; теперь он обладает способностью различать разницу в интонации – обертоны звука и таким образом может различать звуки маминого голоса и окружающие шумы.

  Поэтому, родившись, младенец действительно может более активно реагировать на «знакомые» по внутриутробному периоду жизни голоса, малыш «узнаёт» по интонации маму,  папу или бабушку.

  Это происходит при условии, что близкие ребёнку люди в период его внутриутробного развития разговаривают, и не обязательно с животиком, а просто разговаривают друг с другом.

  Современная мама молчит, она сама в сети, а с бабушками всё сложнее и сложнее, молодые семьи в основном живут отдельно.  Вечером придёт папа с работы, поест и тоже уйдёт в виртуальный мир. Таким образом, ребёнок обделён общением ещё не родившись.

  Давайте попробуем сравнить раннее развитие ребёнка (так как оно целиком связано и с речевым развитием) недавнего прошлого и настоящего.

  От 0 до 1,5 лет

Было: ребёнок на руках, в манеже, на полу, в коляске. Он ползает по комнате, стукается обо всё, обрушивает на себя гору выглаженного белья, пытается поймать кошку, потом рыдает, что она царапается, его успокаивают, берут на руки, рассказывают небылицы, целуют место, где больно. Одним словом, проявляют внимание, сочувствие, происходит взаимодействие взрослого и ребёнка.

  Основное значение довербального* этапа в развитии речи ребёнка состоит в том, что в это время складываются условия для понимания речи, они научаются выделять среди всех звуков именно звуки человеческой речи, в этот период нарастет чувствительность к тем характеристикам речевых звуков, которые формируют понимание значения слова.

  Теперь: разница невелика, разве что у мамы больше свободного времени и масса тревоги. Поэтому ребёнок
в основном пристёгнут: к коляске, к маме, к стульчику… о том, чтобы спокойно поползать по двору, и речи быть
не может. Кругом опасность, грязь, окурки, животные.

  В современной городской квартире придуманы разнообразные приспособления, игрушки, «развивалки» и «отвлекалки». Всё для того, чтобы не дать ребёнку самостоятельно исследовать окружающий мир.

  А ведь, чтобы гармонично развиваться, ребёнку необходимо бегать, карабкаться, рыть, наливать и выливать, разбивать, нюхать, просыпать, то есть самостоятельно исследовать мир, приобретая бесценный опыт.

  Маме же хочется спокойно побродить в соцсетях. Поэтому, как только ребёнок вырастает до самостоятельного сидения, ему вручается старый телефон или планшет, или включается телевизор. Теперь ребёнок занят, и у мамы есть полчаса для себя.

  Ещё мы практически поголовно пересели на машины. Ребёнку в машине скучно. Он капризничает, пытается вырваться из кресла, к которому намертво пристёгнут. Чтобы родитель не отвлекался от вождения и из соображений безопасности ребёнку вручается гаджет.

  В очереди в детскую поликлинику, в метро, в электричке, в любой ситуации ожидания, когда родители не знают, как занять ребёнка, или не хотят напрягаться – электронный друг выручит везде!

От 1,5 до 3 лет

Было: ребёнок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копается в песочнице, собирает окурки, кидается песком, падает и встаёт, пытается поймать бездомную собачку, находит мёртвую птичку, и всё время находится в контакте; либо с родителями, либо с такими же малышами. Происходит активное общение – речевое, тактильное, эмоциональное …

Первый, второй и третий год жизни ребенка — это так называемый сензитивный для развития речи период. Иными словами, это период, когда речь активно развивается, развиваются соответствующие зоны мозга. Именно в этот период необходимо активное общение со сверстниками, бабушками, родителями.

Теперь: пристёгнут, больше времени проводит с гаджетом, так как игры, которые освоил ребёнок стали сложнее,
у него уже сформировалась экранная зависимость. Ребёнка поощряют, наказывают, воспитывают, обещая или забирая гаджет.

  В планшетных играх есть только яркие, сопровождаемые музыкой, меняющиеся картинки, которые очень увлекают детей, раскачивают довербальный уровень активности и фиксируют ребёнка на нём. Этот довербальный мир образов становится очень ценным, ребёнок начинает предпочитать его всем остальным способам функционирования.

от 3 до 5 лет

Было: гуляет во дворе или на площадке, помогает папе чинить машину, чинить полки или табуретку, помогает маме
в субботу мыть пол, выбивать ковер на снегу. Ездит с родителями на дачу на четырёх видах транспорта, это практически кругосветное путешествие…

  А если повезёт, и ребёнка оставят на пару недель у бабушки в деревне: побегает за цыплятами, подружится
с собакой, поможет бабушке на огороде, с местными ребятами облазает всю округу и получит столько впечатлений, что хватит до следующего приезда.

Теперь: смотрит мультики, играет с гаджетами, гуляет под присмотром мамы, ходит на развивающие игры в центр «Развития», ходит на занятия к логопеду. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка.

  По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов
в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает
не только детей, но и родителей.

  В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит,  не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации.

  Покупая малышу новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом.

  Я предлагаю на этом завершить вехи речевого становления наших детей, так как в идеале к 5 годам устная речь должна быть сформирована.

  К 5-6 годам сензитивный* период заканчивается, ответственные за речь зоны мозга перестают быть пластичными и, если ребёнок к этому времени говорит очень плохо или почти не говорит, то научить его и исправить положение полностью уже не получится. Учёные утверждают, что 70 % информации о мире дети добывают до 5 лет.
Остальные 30 % добирают за всю оставшуюся жизнь.

*Вербальный - словесный, устный.
*
Сензитивный период развития — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определённых психологических свойств и видов поведения.

Продолжение следует.

Читайте также: «О пользе стрелялок». Комиссия по здоровому образу жизни ОП РФ предложила развивать шутеры и файтинги (компьютерные стрелялки и драки).


Источник


Tags: Гаджеты, Дети, Речь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments