fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Экологическая паранойя: судоходство в Арктике под угрозой запрета

Международное сообщество, боясь нефтеразливов в Арктике, настаивает на смене судового топлива. Но найденные альтернативы проблему не решат.



Корабль в Арктике

Арктика снова оказалась под прицелом экологических защитников. На этот раз мир обсуждает запрет использования в водах Северного Ледовитого океана судов на тяжёлом топливе. Предложение грозит ограничением темпов развития российского судоходства в Арктике. И не только российского.

Дискуссия о топливе арктического флота прошла в рамках 72-ого заседания Международной морской организации (IMO), длившегося с 9 по 13 апреля. Напомним, Международная морская организация — специализированное учреждение ООН, созданное для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным
с международным торговым судоходством.


Совместное предложение об изменениях принципов судоходства в Арктике в адрес IMO внесли восемь стран: Германия, США, Нидерланды, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Норвегия и Исландия. К идее присоединился альянс множества экологических организаций «Чистая Арктика».

  Хор борцов за северную природу требует запрета на использование судового остаточного топлива (СОТ) судами
на арктических маршрутах. Или так называемого флотского мазута — тяжёлого топлива для судовых энергоустановок, которое получается путём смешения остаточных нефтепродуктов (мазута, гудрона, смесей жидких углеводородов) и дизельных фракций.


Тяжёлые нефтепродукты по экологическим причинам уже в 2011 году были запрещены Международной морской организацией для использования в Антарктике. В отношении Арктики такого рода предписания IMO, как и положения Полярного кодекса, носят рекомендательный характер.
    Мазут

  Предлагаемый запрет может начать работу с 2021 года. Действие будет распространяться на мазут, который используется в качестве топлива при прохождении через арктические воды или перевозится в готовом виде для использования в других местах.

«Учитывая изменения климата и усиленное таяние льда, страны-участницы IMO должны действовать уже сейчас, чтобы защитить регион от риска разливов судового остаточного топлива и от разрушительных последствий выбросов сажевых частиц «чёрного углерода», — заявила Шаан Прайор, ведущий консультант Альянса «Чистая Арктика».

Снижение рисков судоходства в Арктике было признано общей задачей всех стран, которые пользуются этими водными маршрутами.
На заседании ИМО в 2017 году представители этих государств обещали друг другу уменьшить риски использования судового остаточного топлива.

  Заметим, изначально речь шла не о кардинальном отказе от СОТ, а только об ужесточении требования безопасности к использующим его судам.


Россия против этой идеи ничего не имеет и тоже думает, как уменьшить процент своих судов на тяжёлом топливе. Основная ставка сделана на расширение атомного ледокольного флота (атомоходы по неизвестной причине защитников природы не пугают, борьба с атомной энергетикой идёт только на суше).

Идею о всеобщем запрете СОТ подстегнула любимая Западом теория влияния углерода на потепление климата.
По мнению противников тяжёлого топлива, его использование приводит ещё и к большому количеству выбросов вредных веществ в атмосферу.

  Речь идет об оксиде серы и твёрдых сажевых частицах — или о «чёрном углероде». Разумеется, после первых же упоминаний о глобальном потеплении страны-участницы Арктического совета принялись искать альтернативу мазуту.


Выбор пал на лёгкое дизельное топливо и на сжиженный природный газ (СПГ). Пилотные проекты по строительству судов на СПГ обдумывает и Россия. Но эксперты сообщают, что этот вид топлива не решает вопрос экологичности и выбросов парниковых газов в атмосферу.

  Всё потому, что природный газ, пусть и в сжиженной форме, — это преимущественно метан, который является серьёзным парниковым газом и удерживает тепло в атмосфере, а значит, попадать в неё не должен. Получается, что при более широком использовании СПГ риски те же самые, что и при увеличении количества судов на тяжёлом топливе.

  Россия попросту подчиняется «модному» принципу green shipping, выдвинутому Арктическим советом.

Судовое остаточное топливо используется на 80% всех судов в мире и на 75% судов в Арктике. Больше половины
от этого количества составляют суда неарктических государств. Но большое число приходится и на Россию и её флот для внутренних перевозок, который совершенно точно не получится полностью обновить к 2021 году.


Читайте также: Флот безнадёжно устарел — кто спасет Ямал?

По словам директора департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Виталия Клюева, в случае вступления запрета в силу наибольший вред будет нанесён северному завозу товаров и ресурсов
в труднодоступные населённые пункты российского Заполярья.


«Северный завоз обеспечивают суда на тяжёлом топливе. А с переходом на дизельное или другое более лёгкое топливо стоимость завоза увеличится в разы. Мы не против экологии и решаем эту проблему, но не можем сделать это в одночасье», — сообщил корреспонденту ИА REGNUM представитель Минтранса.

Эта проблема знакома и Канаде: коренные народы, живущие на территории Канадского Арктического архипелага тоже получают необходимые продукты посредством судов на мазуте. Поэтому канадское правительство в ответ
на предложение о запрете заявило, что хочет сначала получить больше информации о возможных технологиях ликвидации мазута в Арктике.




Нефтяное пятно

Преследуют ли лоббисты запрета тяжёлого топлива цель ограничить развитие российского и канадского судоходства в северных водах?

  Директор по направлению логистика и аналитика компании «Морстройтехнология»
Александр Головизнин считает, что политический подтекст здесь искать преждевременно. Причина более очевидная:

«Не секрет, что в мире и особенно в скандинавских странах процветают экологическая паранойя и мазохизм. И любой местный политик, который усомнится в важнейшей роли этой священной коровы, может тут же прощаться с карьерой», — уверен эксперт.

Угроза разливов нефтепродуктов и недоказанный вред от выбросов в атмосферу — проблемы, которые могут и не возникнуть при наличии ужесточённых технологических требований к судам на давно используемом мазуте. Но члены Международной морской организации вполне готовы перестраховаться и, основываясь на гипотезах, поменять вид топлива — иначе говоря, шило на мыло.

«Экологическую политику IMO взвешенной не назовёшь, — считает Александр Головизнин. — Во-первых, почему обсуждается именно Арктика, а не районы гораздо более интенсивного судоходства? Во-вторых, количество выбросов в атмосферу морского флота несоизмеримо с показателями выбросов наземного транспорта. Такая позиция международного сообщества по одному из самых экологических видов транспорта неверна и неэффективна».


 Подробности: https://regnum.ru/news/economy/2404265.html
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.


Tags: Арктика, Экология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments