fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Советские люди героями быть не могут,


или Почему фильм «Собибор» снят не для нас

В нашей стране наблюдается водораздел между народом и создателями «современного кино».





У наших творцов имеется очень определённый вектор — советские люди героями быть не могут, ими должны быть «нормальные», или «антисоветские».  Фраза из «Повести о настоящем человеке»: «Но ты же советский человек!», — кажется сегодня чуть ли не крамольной.

Для многих европейцев Вторая мировая война — это ущемление прав и недостаток свобод, неудобства и дефицит продуктов. Для нас — это борьба за право жить на белом светеМосковская журналистка, говоря о фильме
Константина Хабенского «Собибор», бросила короткую реплику: «Не цепляет».


Такое высказывание показалось кощунственным — как может не цеплять история восстания обречённых людей
в нацистском «лагере смерти»?


Запах парфюма в «лагере смерти».

Но после просмотра картины складывается странное впечатление. И вроде бы всё сделано правильно, и снято
на совесть, но... картинка на экране не совпадает с внутренними ощущениями.


Ножом по венам били и до сих пор бьют такие картины, как «Судьба человека» Сергея Бондарчука,
 «Помни имя своё» Сергея Колосова,«Иди и смотри» Элема Климова.


В «Собиборе» на экране 1943 год, когда нацистская машина уничтожения работала на полную катушку. А в «лагерь смерти» приезжают утончённые и приятно пахнущие парфюмом женщины и мужчины, которые, кажется, до сего момента не испытывали никаких тягот и лишений. Словно не было ни еврейских гетто, ничего иного.

Жуткая сцена в газовой камере оттеняется лицом Кристофера Ламберта в роли начальника лагеря смерти. Из реплик его подчинённых мы узнаем, что нацист испытывает проблемы с потенцией и укрепляет её, глядя в окошко на то, как умирают от газа обнажённые женщины.

Ещё один нацист получает удовольствие от порки ремнём еврея мужского пола. И так далее...
«Превращение советского человека в человека нормального»

Автор фильма погружает в мир сексуальных патологий нацистов и фобий их жертв, которые надеются на то, что абсолютная покорность поможет им выжить. И на этом фоне исчезает самое страшное — хорошо отлаженная машина массового уничтожения людей, которой на самом деле был Собибор. А ведь за полтора года существования лагеря
в нём были уничтожены, по самым скромным подсчётам, 250 тысяч человек.

Главный герой, советский офицер Александр Печерский, погружён в сомнения — стоит ли бежать или нужно проявлять покорность? А реальный Печерский знал, что никакая покорность его не спасёт.

  Из 600 советских военнопленных, доставленных в Собибор вместе с Печерским, 520 сразу были отправлены
в газовую камеру. Остальных, которых оставили в качестве обслуживающего персонала, неизбежно ждала та же участь. 
Реальный Печерский готовил восстание потому, что иных вариантов не существовало, и за ним пошли потому, что других шансов вырваться из лап «машины смерти» просто не было.

В поисках ответа, откуда взялся диссонанс, находится интервью Константина Хабенского, которое он дал изданию «Комсомольская правда»:

"Корр.: — В одном из интервью вы сказали, что не пытались копировать реального советского офицера Александра Печерского, у вас другие цели. Какие?

Хабенский: — Мне было важно показать момент перелома, превращения из советского человека в человека нормального. В чём отличие? У советского общественное стоит превыше личного.

  Но, пройдя через ужасы и боль, офицер обращает внимание на женщину, которая его любит. И вот в пиковой сцене — во время вечеринки в лагере, где над заключёнными издевались, где их убивали, — Печерский превращается в человека нормального.

  Это такая страшная ночь рождения нового мира. Когда уже припёрло и отступать некуда. И когда он признаётся в любви женщине, что несвойственно советскому человеку в погонах, у него за спиной появляются крылья. И это даёт какую-то лёгкость в тяжёлом решении о побеге
».






Два восприятия войны

Пазл, как говорится сложился. Реальная история восстания в Собиборе — это история подвига советского человека Александра Печерского. Но Константина Хабенского такой человек не интересует. И он создает иного Печерского, ему более понятного.

В нашем восприятии войны и том восприятии, которое есть у современных европейцев и американцев, существует огромная разница.

Разница эта измеряется более чем 26 миллионами человек, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Для многих европейцев Вторая мировая война — это ущемление прав и недостаток свобод, коммунальные неудобства и дефицит продуктов.

Для нас — это борьба за право жить на белом свете.

Хорошо образованные дамы, когда заходит речь о советских героях, с ужасом говорят:

«Этой девочке было 18 лет, а она стала снайпером, чтобы убивать людей? Какой ужас! Этому мальчику было 17, а он бросился с гранатами под танк?! Но это же самоубийство! Эта юная санитарка, окружённая немцами, подорвала себя гранатой? Она же могла сдаться и жить дальше!»


По Красной площади в 2018 году мог маршировать другой «полк»

Как объяснить, почему советские люди поступали иначе?

Как объяснить это им, если даже замечательный актёр Константин Хабенский провозглашает ненормальными тех, кто общественное ставит выше личного?

Зоя Космодемьянская могла бы не записываться в партизаны. Александр Матросов мог бы не бросаться
на амбразуру. Советские бойцы могли бы сдаться в Брестской крепости, не вести бои в керченских каменоломнях. Жители Ленинграда могли бы вывесить белые флаги, надеясь на милость немцев.


А безногий летчик Маресьев мог бы в тылу получать пенсию, а не лезть снова в кабину истребителя.

Могли бы смирить гордыню в немецком плену генерал Карбышев и Муса Джалиль.

Вот только итог бы у этой войны был бы иной. И сегодня по Красной площади шёл был не «Бессмертный полк», а парад потомков героических бойцов фюрера, расширивших нацистский Рейх до Урала.

Подмена героев, или История с «Топором»

Войну выиграли именно советские люди, ставившие общественное выше личного. Это самое общественное, которое выше личного, заставляло Александра Печерского уводить за собой из лагеря десятки людей, хотя это понижало его собственные шансы на выживание.

Те, кто пошёл за Печерским, в основном выжили. Остальные, надеявшиеся после побега выжить индивидуально, были убиты немцами и местными антисемитами.

«Собибор» Константина Хабенского — отличный фильм об ужасах войны, сделанный для европейцев.

  Степень горя и ужаса, пережитая советскими людьми, исключает смакование сексуальных сдвигов нацистов.

  Советские солдаты находили в карманах убитых немцев такие фотографии расправ, по сравнению с которыми меркнут всем самые страшные фильмы ужасов, вместе взятые. Советские бойцы, освобождая родную землю, шли через оставленные немцами пепелища, на которых на трупах матерей лежали тельца малышей.


Это горе не пахло парфюмом, не блистало роскошным макияжем и не поддавалось психоанализу.

В нашей стране наблюдается водораздел между народом и создателями «современного кино».

9 мая 2018 года по каналу НТВ был показан фильм «Топор». В основу его была положена история советского бойца Дмитрия Овчаренко,который летом 1941 года вступил в схватку с 50 гитлеровцами, уничтожив гранатами и топором (!!!) 23 человека.

Реальный солдат Овчаренко был сыном сельского плотника и родился в 1919 году. А какую историю нам предлагает режиссёр Владимир Семеновых?

Читаем описание фильма:

«1941 г. Весть о начале Великой Отечественной войны доносится в далёкую от боевых действий сибирскую тайгу, где живёт старый отшельник. Некогда он был блестящим офицером, воевавшим
на стороне “белых” после революции, а после Гражданской войны попал за решётку.

  Сбежав из лагеря, он нашёл приют в тайге, которая надёжно укрывала его от глаз НКВД. В уникальных природных пейзажах казак провел целых 17 лет, однако новость о нападении фашистов изменила планы бывшего военного: отшельник принимает решение уйти на фронт защищать свою родину
».


Вот так реальный молодой колхозник Дмитрий Овчаренко, воспитанный Советской властью, заменяется авторами на белого офицера, пострадавшего от НКВД.




Советским людям здесь не место?

Вне всяких сомнений, автор имеет право на творческий вымысел. Но он у наших творцов имеет очень определённый вектор — советские люди героями быть не могут, ими должны быть «нормальные», или «антисоветские».

Фраза из «Повести о настоящем человеке»: «Но ты же советский человек!», — кажется сегодня чуть ли
не крамольной.


Герои «Утомленных солнцем» молятся богу и, уповая на него, идут на крепость с черенками.
  Герои «Сталинграда» сражаются не за родину, а за девушку Катю.
Вся советская составляющая выкинута из «28 панфиловцев», где её подменяют абстрактные рассуждения о родине вообще и о героях-самураях.

А есть ещё и такие занимательные образчики жанра, как «Сволочи», авторы которых вообще идут на прямой подлог, рассказывая о никогда не существовавшей школе НКВД для детей-диверсантов.


Пока не в кино, а в публицистике, договорились уже до того, что главным творцом победы в Великой Отечественной войне стал ... император Николай II. Недалёк тот день, когда подобную версию истории мы увидим на экране.

Историческая правда же состоит в том, что Великую Отечественную войну прошёл не абстрактный, а именно советский народ, не отказавшийся от своей идеологии, столпами которой были коллективизм и интернационализм.

  И именно на этом, а не на некой личной влюблённости базировался великий подвиг Александра Печерского
в Собиборе. Так же, как и подвиги других героев войны.


Фильм же талантливого мастера Константина Хабенского действительно не о реальном Печерском. Он об истории
в том виде, в каком она может именно сегодня понравиться западной публике, способной вручить за «Собибор» различные призы и награды.


Ничего зазорного в этом нет. Но не цепляет.



Tags: ВОВ, Кинематограф, Хабенский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments