fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Пушкин — наше всё.


Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.
(Из статьи Н.В. Гоголя "Несколько слов о Пушкине". 1832




А. С. Пушкин (1799-1837) родился в старинной дворянской семье.

«Мой предок Рача мышцей бранной Святому Невскому служил», - писал Пушкин в стихотворении «Моя родословная» (1830) о боярине Гавриле Олексиче, который прославился в битве против шведов в 1240 году.

По материнской линии прадедом Пушкина был Ибрагим Ганнибал, сын абиссинского князя, привезённый русским послом из Константинополя и ставший любимцем Петра I.


  Пушкин рос в высокообразованной культурной среде. Его отец, Сергей Львович, собрал огромную библиотеку русских и европейских авторов, сам писал стихи, мастерски декламировал. Дядя будущего поэта, Василий Львович Пушкин, был известным в то время поэтом.

  Пушкин получил домашнее начальное образование, а в 1811-1817гг. учился в Царскосельском лицее – привилегированном закрытом учебном заведении, где готовили чиновников для высшей государственной службы.


В 1817-1820 гг. поэт жил в Петербурге, служил в Коллегии иностранных дел, был членом литературных обществ «Арзамас» и «Зелёная лампа». За «вольнолюбивые» стихи и эпиграммы по распоряжению Александра I Пушкин был сослан на юг России. В годы южной ссылки он жил и работал в Екатеринославле, Кишинёве, Одессе.

Осенью 1824 года  поэта перевели в село Михайловское Псковской губернии, где он находился вплоть до осени 1826 года. От ссылки его освободил новый царь Николай I.

   В последующие годы Пушкин сотрудничал в журналах «Московский вестник», «Московский телеграф», «Телескоп», в «Литературной газете», в альманахе «Северные цветы»; предпринял поездку на Кавказ, где посетил действующую армию, встречался со ссыльными декабристами.


После женитьбы на Н. Н. Гончаровой в 1831 году Пушкин жил в Москве, в Царском Селе, Петербурге, периодически в Болдине – родовом имении отца. В декабре 1833 года Пушкину было присвоено звание камер-юнкера, которое приблизило поэта ко двору  Николая I.

27 января 1837 года  на Чёрной речке (окраина Петербурга) состоялась дуэль между Пушкиным и Дантесом – приёмным сыном голландского посланника Геккерна. Дуэль закончилась смертельным ранением великого поэта.

Проблемы развития детской литературы, вопросы воспитания и образования входили в круг интересов Пушкина.
«В России домашнее  воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребёнок не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трёх иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем», - писал Пушкин в официальной записке Николаю I в 1826 году.

Великий поэт никогда не писал специально для детей, но многие его стихотворения, отрывки из поэм, большинство сказок прочно вошли в круг чтения детей самых разных возрастных групп.

Давно уже стало традицией знакомить младших школьников с классическими образцами русской пейзажной лирики, непревзойдённым мастером которой был Пушкин: зарисовки из романа «Евгений Онегин», «Зимняя дорога», «Няне», «Зимнее утро», «Бесы».

Золотой фонд русской детской литературы составляют пять пушкинских сказок, созданных им в 1830-1834 гг.  Все они, кроме «нецензурной» «Сказки о попе и о работнике его Балде», были напечатаны при жизни автора.
«Очарование сказочного вымысла во всей силе первый ощутил Александр Сергеевич Пушкин. Он вывел сказку
из разряда второстепенной литературы, какой она была до него. Из Михайловского он писал брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Собственные сказки, сочинённые поэтом по образцу народных, удержали в себе главное – свободу сказочного чуда… От «Сказки о попе и работнике его Балде», «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказки о золотом петушке» и других творений поэта далеко протянулись нити к творчеству последующих писателей-сказочников вплоть до нашего времени
».
(Аникин В. П.)

Приёмы работы над текстом «Сказки о рыбаке и рыбке» А С. Пушкина.
1. Прежде всего нужно определить цели этой работы, обозначить задачи, которые ставим и решаем в её процессе, чтобы восприятие ребёнком содержания  было глубоким, а впечатления яркими, запоминающимися. Иначе самое ценное содержание пройдёт мимо внимания, не вызовет интереса: в одно ухо влетит, а из другого вылетит. Итак, цели и задачи:

  • закреплять умение ребёнка работать с текстом;

  • различать сказки волшебные, бытовые, о животных;

  • учить высказывать и отстаивать свою точку зрения;


  • учить находить и объяснять реальные события и вымышленные;

  • формировать нравственные понятия: «труд-лень, добро-зло»;

  • развивать учебные и читательские умения: выделять голосом главную мысль произведения, делить текст на части, наблюдать за тоном, рифмой (учить слышать тон автора – восхищение, гордость, иронию и т. д.);


  • обогащать словарный запас ребёнка, объясняя смысл устойчивых  выражений, которые вошли в нашу речь;

  • воспитывать в детях трудолюбие, скромность, терпеливость; отрицательное отношение к жадности, скупости, злу, грубости, лени;

  • воспитывать доброе отношение к сказкам, сказочным героям, любовь к чтению.

2. Беседа по непосредственным впечатлениям от прочитанного: понравилась сказка? Что больше всего понравилось?Как начиналась сказка и как закончилась?

3. Рассматривание иллюстраций: к каким эпизодам они относятся?



4. Продолжение разбора по вопросам:

Что в этом произведении сказочное, фантастическое, а что реальное, такое, что могло быть в настоящей жизни:


а). говорящая рыбка, её волшебство;
б) быт бедняка рыбака, картины жизни дворян-помещиков; порядки, которые были при них, отношение к подчинённым подневольным, закрепощённым людям;
в). характеры отдельных людей - доброго, трудолюбивого, покладистого старика; своенравной, привередливой старухи;
г). вера и убеждение, что всё злое, недоброе не приносит счастье?

5. Каким показан в сказке старик, а какой старуха? Какие слова наиболее полно и метко передают черты характера одного и другого персонажа? На чьей стороне симпатии автора, "сказочника"?

6. Почему это произведение Пушкин назвал сказкой? Что общего у этого произведения с народной сказкой?

(Зачин;


три раза старик обращается к рыбке;

три раза она исполняет желание старика, и с каждым разом сварливость и жадность старухи возрастают, становятся всё большими и большими;

действуют волшебные силы: рыбка говорит человечьим голосом, слышит старика, когда он её кличет с берега морского, и творит "чудеса";

много просторечий, разговорных оборотов, например, "не в свои сани не садись" и т.д.).

***

Разбирать содержание сказки можно в несколько приёмов, включить в работу прослушивание отрывков сказки, просмотр мультфильма, рисование на тему сказки. Главное, чтобы ваше сотрудничество с детьми приносило радость общения им и вам. Успехов!

Литература:


*Аникин В. П. «Русские писатели – классики и сказки»// «Сказки народов мира»: в 10 томе, 1989, т 7, стр. 3-5.
* Горецкий В. Г. "Уроки литературного чтения", М., Просвещение.

Tags: Круг чтения, Пушкин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments