
– Что вы читаете, мой принц?
– Слова, слова, слова…
(Шекспир – трагедия «Гамлет»)
– Слова, слова, слова…
(Шекспир – трагедия «Гамлет»)
Нынешняя общая убеждённость собеседников во всеобщем главенстве экономики и обусловленности всего и вся – экономикой – заставляет усомниться в правоте данного тезиса. В самом деле, если тебе со всех сторон предлагают сплошное купипродайство, тут невольно задумаешься – а может, оно мне и не надо?
Начну с простого диалога в интернете.
На мою реплику:
– В победе над гитлеровцами решающим фактором стала национально-освободительная борьба, защита Отечества. Но всё-же, отечества – СВОЕГО, коммунистического, -
собеседник отвечает:
– Решающим фактором в победе над НС Германией стала экономика, то есть базис на котором формируется вся надстройка в том числе и идеология.
В общем, думаю, понятно, что хотел сказать автор реплики. И могу сказать даже более того: я с ним согласен. Мой собеседник, скорее всего, говорит о том, что, если бы руководство нашей страны в начале 40-х годов
не мобилизовало материально-техническую базу, то никакие национально-освободительные лозунги нам не помогли бы. Всё верно. Но вот, давайте рассмотрим логически.
Включаем формальную логику.
Что сказано в первой реплике?
– Что в войне с гитлеровцами мы защищали своё Отечество, и потому одержали победу. Все остальные факторы –
в том числе и экономика – подразумевались «по умолчанию» в слове «Отечество». Потому и не были упомянуты. Все силы (в том числе и экономика) были брошены на защиту советской Родины, и подчинялись мобилизации военного времени. Партия бросила клич – коммунист ответил «есть».
Направляющий вектор – главное, решающее действие в реплике.
Что сказано во второй реплике? – что «решающим фактором… стала экономика»…
Главное слово – «экономика». Даже без определения – какая.
Как это можно понять? – примерно так: немцы (и остальные нападающие) мечтали напасть на СССР. Даже приготовились, встали на границе. Но тут вдруг… посмотрели-посмотрели на нашу блестящую экономику, почесали репу – и махнули рукой. Сказали: «Не-ет! У них такая экономика, что мы просто не выдержим конкуренции с ними!» – ещё раз махнули рукой, и пошли к себе домой, обратно в Германию.
Или, например, так:
Партия и правительство СССР не предпринимало никакой агитационной работы по защите страны. Всё произошло само собой, просто вследствие хорошо отлаженной экономики.
***
Разумеется, все понимают, что было всё не так – и не так. Что действовало множество факторов, составляя единую силу. Целостную силу. Объединённую энергию людей, техники, и даже природы России (вспомним: ЗИМОЙ 1941-го, под Москвой, многим в руководстве стало ясно, что Германия войну проиграла).
Экономика – что ж, это один из важнейших факторов внутренних ресурсов страны, завязанных в единую форму жизни с другими факторами. Но зачем же говорить, что это главный фактор? Всему свое время и место. Здесь работал единый комплекс мер.
И ещё несколько слов по поводу экономических шаманизмов последних десятилетий.
Эти самые «слова, слова» – об экономике, о курсах валют, волатильностях, ликвидностях, дефолтах, и т.д.т.п…
Как мы думаем, играют ли все эти слова какую-то роль в увеличении количества людей в бухгалтерии, которые нами управляют? Или в увеличении коррупции в стране. Или в увеличении экономических (да и всех других) преступлений, которые совершаются в нашем обществе?
Подумаем над этим.
Оригинал
Ещё в тему: Михеев об экономике