fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Клятва врача в СССР и в постсоветской России (окончание)


Клятва врача — выбор судьбы по призванию или обещание без обязательств?

Ранее мы провели экскурс в историю врачебной клятвы и дошли до сравнения текстов советской и современной врачебной клятвы в России.



Врачебные клятвы
Юлия Комбакова © ИА Красная Весна


Почему от врача можно ожидать, что он будет действовать во благо пациента? В том числе и потому, что врач даёт клятву, которая должна налагать на врача моральные обязательства. Отметим, что закон от 1999 года содержал пункт об ответственности врачей за нарушение клятвы, а из современного закона ответственность за нарушение клятвы убрали. То есть врач даёт клятву, но отвечает за её соблюдение только морально.

  Несмотря на это клятва врача остаётся документом, её принесение — продолжением древней традиции, а её содержание — моральным ориентиром для врачей. Мы уже убедились, что содержание присяги советского врача, которую давали врачи в СССР, отличается от клятвы врачей современной России. Давайте сравним эти клятвы и проанализируем различия.




И советский врач, и современный российский врач давали клятву посвятить знания и силы охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну. В этом современная версия клятвы осталось без изменений по сравнению с советской.

Первое отличие текста советской клятвы от современной, на которое хочется обратить внимание, в замене слова «больной» на слово «пациент»: например, советский врач клялся руководствоваться интересами  больного , а современный российский врач клянётся действовать исключительно в интересах пациента .

  Есть ли разница между больным и пациентом? Пациент — это юридический термин, определенный в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» как
«физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия или отсутствия заболевания».

В связи с этим возникает несколько моральных вопросов.

  • Если больной не обратился за медицинской помощью — врачу он безразличен?

  • А после того, как помощь оказана, и больной перестал быть пациентом, врач о больном больше не беспокоится?

Советский врач клялся помогать больным независимо от того, являются они его пациентами или нет — это огромная разница в отношении к людям.

Второе, что ушло из современной версии клятвы — обещание служить обществу и народу.

Советский врач клялся
«добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества», всегда помнить «об ответственности перед Народом и Советским государством».  В современной версии клятва требует только «честно исполнять свой врачебный долг».

В советской присяге врач клялся беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины —
из современной клятвы слово «отечественной» убрано.

И это неудивительно в условиях, когда «реформаторы» российской медицины не только не развивают, а намеренно разрушают отечественные достижения и традиции (вроде системы Семашко
),  превращая медицину из высокого служения в бессовестный рынок и копируя коммерческую «западную медицину».

Третье отличие советской присяги от постсоветской клятвы врача — это отношение к своему труду. В советской присяге врач выбирал не профессию, а судьбу по высокому призванию: советский врач клялся пронести верность присяге «через всю свою жизнь», «всегда помнить о высоком призвании советского врача»посвятить врачебной деятельности «все знания и силы».

А в современной версии клятвы врач — это профессия: врач приносит клятву,  приступая к профессиональной
деятельности, (в советской присяге было к врачебной деятельности), клянётся «постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство» (в советской присяге клялись «постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство»).

Профессия может быть не одна на жизнь, профессию можно сменить, ни о каком высоком призвании и отдаче ему всех сил до конца жизни в современной клятве речи нет.

Четвёртое отличие — это моральность. Советский врач клялся «во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали» — это из современной версии клятвы просто убрано.

  Наверное, справедливо указать на то, что коммунистическая мораль в позднем СССР в значительной мере превратилась, к сожалению, в «мёртвый штамп» — об этом говорит факт разрушения СССР. Но нельзя не отметить, что требование моральности хотя бы декларировалось, что от врача в СССР требовали быть не просто специалистом, а специалистом моральным.

  Это касается в том числе и отношения к пациентам, и отношения к коллегам. Присяга советского врача называет коллег —
«товарищами по профессии», а слово «товарищ», если за ним стоит живое содержание, ко многому обязывает. В том числе товарищей объединяет общий труд на благо общества, и советский врач клялся «способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики»

. А современная версия клятвы отношения товарищества заменила на требование «доброжелательно относиться к коллегам», «никогда не отказывать коллегам в помощи и совете» и способствовать профессиональному росту своих учеников.

Требование способствовать развитию медицинской науки и практики из постсоветской версии клятвы убрано.

Есть ли ещё отличия советской и постсоветской клятвы врача? Да, отличия есть.

  В постсоветскую клятву вошли такие веяния времени, как отношение к эвтаназии (негативное).

Постсоветский врач клянётся действовать в интересах пациента 
«независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям" (что характеризует постсоветское общество, в котором врач должен клясться помогать людям любой национальности и т. д.).

Итак, присяга советского врача была клятвой, требовавшей выбора судьбы по высокому призванию и на всю жизнь.

Постсоветская клятва — это клятва профессионала без значимых обязательств перед отечеством и народом (напомним, из закона вообще исключили ответственность за невыполнение клятвы).

Клятва — это индикатор изменений в отношении к труду врача. Ведь если «убрать» из этого труда советскую мораль, то образовавшийся вакуум постсоветский врач чем-то заполнит? Например, он может взять на вооружение «рыночную мораль» (которую ему агрессивно навязывают «реформаторы»), в которой пациент — это не больной человек, а денежный клиент.

И если мечта советского врача была в том, чтобы больницы были пустыми (то есть чтобы все люди были здоровыми), то «мечта» продавца медицинских услуг оказывается в том, чтобы клиенты не покидали клинику никогда (то есть чтобы клиенты покупали услуги снова и снова).


Маркс для осмысления влияния капитализма на человека использовал категорию отчуждения. Отчуждённый труд — это труд, уничтожающий человека, убивающий в нём человечность. Врач, который спокойно смотрит на умирающего, пока тот ему не заплатит — это врач, отчуждённый от сущности профессии врача (спасения жизни и здоровья людей).

Пациент, которого коммерческая медицина сводит в могилу — это другая сторона того же отчуждённого труда врача. Понятно, что первопричина не в клятве врача, в данном случае клятва — это индикатор изменений в медицине.
А эволюция врачебной клятвы — наглядный пример наращивания отчуждения.




ИА КВ
***



Ещё в тему: Следственный комитет создаёт спецгруппу по врачебным преступлениям


Tags: Клятва, Медицина, Социальный фронт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments