у России богатейший исторический опыт на этом поприще.
И христианство, и марксизм пришли к нам с Запада, но на русской почве они произвели иные плоды. Да, эти плоды не дозрели до конца, но ведь они же были!
Два единства.
Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льётся через край, и Запад тонет в ней.
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! -
Славянский мир, сомкнись тесней...
"Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью..."
Но мы попробуем спаять его любовью, -
А там увидим, что прочней...
Ф. Тютчев. Сентябрь 1870
***
Тютчевская мечта в «Русской географии» о Русском царстве, единство в котором скрепляет любовь. Живое её воплощение в многонациональной империи, где вместе с православием мирно жили ислам, буддизм, иудаизм, где инородцы сохраняли самобытность и обретали письменность для родных языков трудами православных миссионеров.
Это же совсем другой опыт в сравнении, например, с Северной Америкой, где местные «инородцы» в своём большинстве просто не попали в американский плавильный котел.
Советский Союз поставил бывших инородцев вровень с основным — русским — народом. Они вместе строили страну, вместе ломали хребет фашистской гадине, вместе протянули братскую руку помощи народам других стран.
Советские писатели, отталкиваясь от живого жизненного опыта, создали светлые образы будущего, ярчайшим из которых является Вселенная Ивана Ефремова.
Хранить такое богатство в чулане непростительно просто потому, что оно, не служа людям, обесценивается. И это тем более некрасиво, потому что с его помощью реально можно отыскать выход из исторического тупика, в котором над застрявшим человечеством сгущаются тучи.
Отсюда