fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

С Днём шахтёра и Днём Донецка!

  В последнее воскресенье августа в Донецке отмечают сразу два праздника — День города и День шахтёра. В этот день в городе проходят всевозможные праздничные мероприятия, концерты, ярмарки, салюты; для жителей и гостей города предоставляется бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте.




 Наверное, не случайно эти два праздника отмечаются в один день, ведь Донецк — шахтёрский край и редко встретишь здесь семью, в которой не было бы родственников, друзей или знакомых шахтёров.

 Для людей, никогда не живших в шахтёрских городах или посёлках, слово «шахтёры» ассоциируется лишь с профессией, а между тем это целые жизни, судьбы тех людей, которые ежедневно спускаются под землю и работают в тяжёлых условиях, порою по колено в воде и грязи, нередко в холоде или при 60-ти градусной жаре.

Труд шахтёров не только тяжёл, но и опасен. В Донецке, быть может, и не найдёшь шахту, в истории которой не было бы своей трагедии. Когда случается завал, взрыв метана в шахте — погибает одновременно большое количество людей, одновременно большое количество семей теряет сыновей, отцов, братьев... Для жителей шахтёрских городов, шахтёр — это что-то большее, чем просто профессия.

Бесценно значение добытого тяжёлым трудом «чёрного золота». Открытие угольных месторождений Донбасса дало мощный толчок к промышленному росту страны и освоению края. С тех пор и по настоящее время шахты Донбасса являются одной из визитных карточек региона.

Хочется пожелать всем представителям шахтной профессии и их семьям крепкого здоровья, долгой и счастливой жизни, успехов в таком нелегком, но важном и ценном труде! Спасибо вам, дорогие шахтёры! С Днём города, Донецк!





История возникновения праздника «День шахтёра»

Возникновение праздника связывают с событием, которое произошло в ночь с 30 на 31 августа 1935 года, когда шахтёр Алексей Стаханов за смену (5 ч. 45 мин.) вместе с двумя крепильщиками добыл 102 тонны угля при норме на одного забойщика в 7 тонн, в 14 раз превысив эту норму и установив рекорд.

 Весь уголь был записан на забойщика, хотя он работал не в одиночку. Однако даже с учётом всех рабочих смены успех был значительным.

  Причина успеха была в новом разделении труда. До этого дня в забое одновременно работали несколько человек, которые вырубали при помощи отбойных молотков уголь, а затем, чтобы избежать обвала, укрепляли брёвнами свод шахты.

  За несколько дней до установления рекорда в беседе с забойщиками Стаханов предложил кардинально изменить организацию труда в забое.

  Забойщика необходимо освободить от крепёжных работ, чтобы он только рубил уголь. «Если разделить труд, то можно за смену не 9, а 70–80 тонн угля нарубить» — заметил Стаханов. 30 августа 1935 года в 10 часов вечера в шахту спустились Стаханов, крепильщики Гаврила Щиголев и Тихон Борисенко, начальник участка Николай Машуров, парторг шахты Константин Петров и редактор многотиражки Михайлов.


Несмотря на то, что Стаханову нужно было прорубить 8 уступов, перерезав в каждом куток, что занимало много времени, за 5 часов 45 минут работа была выполнена. Когда подсчитали результат, оказалось, что Стаханов нарубил 102 тонны, выполнив 14 норм и заработав 220 рублей. Этот рекорд доказал эффективность такого метода и способствовал изменению технологии труда шахтёров, а также стал началом стахановского движения.

Однако же праздник был официально установлен не сразу, а лишь во второй половине 1940-х годов. Впервые за это взялись министры угольной промышленности СССР Дмитрий Оника (работал в 1946-1948 годах) и Александр Засядько (в 1948-1955 годах) — 10 сентября 1947 года было выпущено соответствующее постановление.

29 августа 1948 года прошло первое празднование Дня шахтёра. В начале того года министр издал приказ «О подготовке к празднику День шахтёра». В документе отмечалось, что все работники угольной промышленности должны встретить праздник производственными достижениями и улучшением жилищно-бытовых условий. Также были определены меры по вводу в работу новых машин, ускорению строительства и реконструкции шахт, даны задания по подготовке материалов для награждения особо отличившихся в труде шахтёров.

Несмотря на повсеместную механизацию и автоматизацию труда, шахтёрский труд остаётся одним из самых тяжёлых.
Шахтёр — это не название профессии. Этим словом называют всех людей, работающих под землёй. А вот профессий в шахте много, каждая отличается спецификой выполнения работы. Самые распространённые это:


  • ГРОЗ (горнорабочий очистного забоя) — эти люди непосредственно заняты работами по добыче угля, они обслуживают и ремонтируют механизмы, которые добывают уголь, крепят «кровлю» (массив породы, которая находится над головой), чтобы не обрушилась и т.д.;


  • проходчики — делают по шахте тоннели (выработки), по которым в последствии будет транспортироваться уголь, свежий воздух, люди;


  • ГРП (горнорабочие подземные) — выполняют все вспомогательные работы по погрузке и выгрузке материалов, ремонту и монтажу механизмов, уборке с почвы угля и т.д.;


  • МПУ (машинисты подземных установок) — управляют различными механизмами;


  • электрослесари — ремонтируют механическую и электрическую часть оборудования, они обеспечивают безаварийную работу всех механизмов;


  • маркшейдеры — составляют карты подземных выработок, подсказывают направление проведения выработок.


История развития профессии

Сначала человек находил на земной поверхности необходимый ему камень случайно, обычно там, где камней много — около обрывистых речных и морских берегов, в оврагах и глубоких ущельях. Позднее приходилось уже искать нужный материал, а иногда и добывать его из меловых или других пород.

Так постепенно уже в доисторические времена человек перешёл к добыванию камня под землёй. Поиски и добыча необходимых каменных пород, их обработка — это и было зарождением горного дела.




Долго и настойчиво древние искатели камня долбили землю каменной кайлой или оленьим рогом, постепенно углубляясь все больше. Так появились колодцеобразные горные выработки, сначала трёх-четырёх, а затем шести-восьми метров глубиной, и выработки наподобие пещер — примитивные штольни.



Со временем люди стали делать из камня не только орудия труда и оружие, но и свои жилища. Новое применение камня и глин послужило толчком для увеличения их добычи. Человек стал вкапываться в землю все глубже.

Древняя шахта представляла из себя колодезь с камнями-ступенями, по которым можно было спуститься и выбраться наружу.




Появились шахты глубиною до 120 метров. Рабочие спускались в шахты и поднимались на поверхность по лестницам, которые устанавливали на распорках, вделанных в стенки шахты. Спуск и подъём были настолько трудным делом, что иногда рабочие неделями и месяцами жили под землей.

Древние рудокопы пользовались «огневым способом» для добычи руды. Огонь накалял породу, которая потом под действием холодной воды, растрескивалась.



В XVI веке горняки работали в неглубоких, тускло освещённых шахтах. Вентиляции не было. Уголь подавался на поверхность с помощью обыкновенного ворота с бадьёй.

В XVII веке шахта стала глубже. Улучшилось крепление. Увеличившаяся добыча угля потребовала первой механизации откатки добытой породы. В шахте появились тачка и вагонетка. Но все работы велись по-прежнему вручную.

Горные работы во всех странах были ещё очень примитивны. Достаточно сказать, что огневой способ добычи руды оставался единственным до конца XVII века.

В глубоких местах рудников стало невозможным применять огневой способ, потому что там застаивались дым и ядовитые газы, получающиеся при горении костров. Горняки все чаще отказывались здесь работать. Сейчас шахты оснащены современным оборудованием, но раньше горнякам помогали соблюдать безопасность канарейки.

 Дело в том, что эти птицы очень чувствительны к газу, в частности, к опасному для шахт метану. Они гибнут даже от незначительной примеси его в воздухе. В прежние времена шахтёры брали с собой под землю клетку с канарейкой, и, если птица падала или просто начинала беспокоиться, покидали выработку.


Только с развитием и техническим усовершенствованием металлургии горняки получили новые орудия труда. Металлургическая промышленность была заинтересована в строительстве более глубоких шахт, которые могли бы снабдить её достаточным количеством угля, железа и других полезных ископаемых. С появлением новых орудий и большим углублением шахт изменялись и способы добычи подземных богатств.


Под землёй человеку почти всегда приходилось бороться с водой, заливающей сорные выработки. Ещё в древнем Египте воду поднимали из шахты в небольших кожаных сосудах, привязанных к верёвке. Чем глубже становились шахты, тем сложнее было бороться с грунтовыми водами. Необходимость заставила конструкторов изобретать различные водоотливные механизмы и машины.

В шахтах появились первые механизмы — нории. Эти механизмы представляли собою бесконечную цепь, на которой закреплялись чашечные черпаки. При движении цепи черпаки захватывали и поднимали воду на поверхность.

Нории приводились в движение человеком, который наподобие белки бегал в колесе со спицами. Такие приспособления поднимали воду с глубины всего до 20 метров. В дальнейшем для подъёма воды нориями стали использовать силу животных. И всё же это были очень несовершенные водоотливные механизмы. Только поршневой насос, примененный позднее в шахтах, позволил горнякам проникнуть ещё глубже к мощным рудным жилам и угольным пластам.

Но для того чтобы насос смог откачивать воду быстро и с большой глубины, необходим был удобный и достаточно мощный двигатель. Ни водяные колёса, ни сила животных здесь уже не годились.


Во второй половине XIX века техника шагнула далеко вперёд. Горная и металлургическая промышленность приобрела теперь особое значение. Металл и уголь — основа всей техники. Строительство фабрик, заводов, железных дорог требовало огромного количества железа и угля.

Началась проходка шахт глубиной 200–300 метров. Стали применять более совершенный метод проходки шахт — бурение.

Во второй половине XIX века думали, что на крепление подземных выработок оказывает давление весь массив породы от поверхности земли до выработки. Но в этом случае давление пород на крепь должно было бы возрастать соответственно глубине залегания выработок. В действительности же этого в большинстве случаев нет.

В 1895 году русский горный инженер Кржижановский впервые высказал предположение, что давление горных пород значительно меньше, чем вес всего массива. Поэтому нет смысла рассчитывать деревянное крепление подземных выработок на давление всей толщи вышележащих пород.

В 1908 году профессор бывшего Екатеринославского (ныне Днепропетровского) горного института М. М. Протодьяконов научно разработал способ вычислять горное давление. Это дало возможность выбирать крепление горных выработок необходимой прочности. Своими исследованиями профессор Протодьяконов предвосхитил многие позднейшие исследования иностранных учёных.

Благодаря этим открытиям работать в шахтах стало менее опасно, горняки смогли уйти ещё глубже в землю. Постепенно в горных выработках деревянное крепление стали заменять металлическим — ещё более надежным. После того как был изобретён искусственный водостойкий цемент, стволы и штреки шахт, проходящие через водоносные породы, начали обмуровывать камнем. Позднее появился новый крепёжный материал — железобетон.

Спустя почти сто лет после изобретения паровой машины появились электродвигатели. Паровые машины и другие механические двигатели стали повсюду заменяться электрическими. Электричество начало проникать и в шахты.

В наши дни электрические моторы поднимают шахтные клети, приводят в действие насосы, вентиляторы. Бурение шпуров для зарядов взрывчатки производится электрическими бурами, а заряды взрывают при помощи электрических запальных машинок. Применение переносных аккумуляторных электрических ламп окончательно решило проблему удобного и безопасного освещения под землёй.






Использование электричества под землёй позволило сделать шахту передовым механизированным предприятием.

Современная шахта — огромный подземный комбинат. Проходка новых штреков ведется специальными, высокопроизводительными, проходочными комбайнами. Поезда груженных вагонеток подают уголь к вместительным ковшам-скипам, которые автоматически разгружаются на поверхности земли в железнодорожные бункеры.

Сияют электрические лампы, по блестящим рельсам стремительно мчатся электровозы. Стальные зубы врубовых машин подрезают мощные угольные пласты. Пулемётными очередями трещат пневматические отбойные молотки.

Шелестят ленты транспортеров, подающих уголь к вагонеткам. Работает угольный комбайн. В огромных лифтах спускаются на работу шахтёры. А на поверхности земли разместились компрессорные и электрические станции, мощные воздуходувки, обогатительные фабрики, шахтные подъёмники, железнодорожные пути.





Группа отряда «Суть времени»


Tags: День шахтёра, Донецк, Памятная дата
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments