fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Эксперт: образовательные проекты Грефа — калька с чуждой нам практики

Анонсированные Сбербанком проекты в области образования опираются на непригодные для российской аудитории методики, заявил эксперт «Родительского Всероссийского Сопротивления» Павел Расинский 1 сентября в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.


Эксперт РВС. Павел Расинский
Петр Данилов © ИА Красная Весна

«Герман Оскарович Греф давно и активно действует в сфере образования. Давайте рассмотрим указанные
в этой статье две новые, якобы собственные, программы Сбербанка.


Одна из них называется „Школа 21“. Это совместная с французской ассоциацией программа. И суть программы заключается в том, что учащийся проходит обучение самостоятельно, без какой-либо учебной программы.



Сравнить это можно с экстремальным методом обучения плаванию — когда обучаемого бросают в глубоком месте в воду с тем, чтобы он сам выкарабкался.

Наверное, такой подход возможен, но вряд ли он позволит вырастить, например, пловца — мастера спорта. Или хотя бы призёра районных соревнований. Ведь для серьёзного плавания мало выкарабкаться из глубины. Нужно правильно дышать, двигаться максимально эффективно и так далее. Без тренера, который всему этому обучит, такое невозможно
», —
убеждён эксперт.

Павел Расинский предложил взглянуть на сайт проекта, где указано, что среди принципов обучения не в последнюю очередь упомянут и метод Peer-to-peer. Цитата с сайта:

«В основе методики — метод peer-to-peer (P2P), или коллективное обучение. Чтобы добиваться успеха, студенты должны работать в команде, делиться информацией, быть поочередно то учеником, то тренером. Такой подход помогает максимально раскрыть творческие способности студентов во время работы над проектами».

«Я изучал некоторые языки программирования самостоятельно», — рассказал Расинский, — «и могу сказать, что одними специальными книгами без сообщества специалистов, где можно задать вопрос, невозможно обойтись.

Причём, сообщество специалистов — это не студенты, которые тоже только ещё учатся. Это уже профессионалы, которые знают тонкости тех или иных систем. Вероятно, обучение peer-to-peer и интересно, оно несёт в себе много открытий, которыми можно поделиться со своими собратьями по обучению. Но оно отнюдь не позволит вырастить „мастера спорта“. А отсутствие оценок не позволит понять степень освоения материала
»
.

Отдельно эксперт упомянул и такой, также анонсированный принцип обучения, как «геймификация».

 «Это подход, характерный для компьютерных ролевых игр. Получение знаний и выполнение проектов сопровождается „прокачкой“ навыков и опыта, постоянным движением вверх от одного уровня к другому.

Я бы назвал это инфантилизацией, когда человек не может выйти из возраста игр и даже обучение (а в дальнейшем, видимо, и работа) должны проходить в виде тех или иных (в данном случае компьютерных) игр.

Сознание такого человека начинает воспринимать как игру всё вокруг, что ведёт к снижению ответственности за свои поступки. Геймификация очевидным образом несёт в себе антивоспитательное воздействие
»
, — заявил эксперт.

«Хорошо, что таким образом школа обучает IT специалистов, а не медиков», — резюмировал Павел Расинский, —
«поскольку в сфере IT ошибки менее критичны — любой программный продукт проходит тестирование, прежде чем выйти в реальное использование. Страшно представить, что такой подход может применяться
при обучении медиков, педагогов, инженеров. Такой подход создаёт лишь видимость обучения.

 И студенты неизбежно столкнутся с необходимостью консультаций не между собой, а с сообществом специалистов. И получат консультации лишь по тем вопросам, с которыми столкнутся в процессе реализации того или иного проекта. А соседние проблемы останутся „белыми пятнами“.

 Этим и отличается системное обучение от получения знаний в процессе реализации проекта. При системном обучении (с лекциями и оценками) обучающийся получает комплекс знаний, охватывающий всю область изучаемых знаний.

 При подходе, предложенном в проекте „Школа 21“ каждый раз будет оставаться неисследованная область знаний, которую придётся исследовать уже в процессе выполнения того или иного проекта»
.

«И тогда возникает вопрос — в чём смысл такой школы? Проект ради проекта? Для пиара?»
— задаётся вопросом Расинский.

Эксперт по образованию упомянул также и принадлежащий Сбербанку проект «Учитель для России».

«Это калька с западного проекта „Teach for all“, который реализуется в десятках других стран. Он предусматривает быстрое „натаскивание“ выпускников без педагогического образования на преподавание
в школах.

 Причём, систему отбора и подготовки участников проекта разрабатывали в ВШЭ совместно с международной кадровой компанией Odgers Berndtson. А разработчиком учебной программы — одним из основных разработчиков — стала консалтинговая компания The Boston Consulting Group.

Как мы видим, Герман Греф продвигает западные проекты, не отвечающие запросам российского общества. Но продвигает это с упорством, достойным лучшего применения
»,
— подытожил эксперт.

Напомним, 1 сентября пресс-служба «Сбербанка» сообщила о скором запуске новых образовательных программ.


ИА КВ

Tags: Война с образованием, Греф, Экспертное мнение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments