fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Всё в этом мире – по заслугам.

Александр Андрух

Вознаграждается в этой жизни лишь жертвенность, самоотдача, служение и подвиг, горение высоким делом!




Совсем недавно вашим покорным слугой были высказаны некоторые мысли по поводу: достойны ли все мы чего-то лучшего чем то, что имеем в наличии? А  учитывая множественные и повсеместные ностальгические вздохи
"об утерянном рае", имеем ли мы на самом деле право посягать на такое чудо общественной жизни, каким является истинный
социализм, отдалённый вариант которого промелькнул в нашей истории как-то ярко и быстро, будто метеорит в небе?

  Одна из тех мыслей касалась того, что "такой вихревой (в смысле захватывающий своею динамичностью), притягательный и завораживающий строй как социализм предназначен отнюдь не для среднестатистических мещан, этих по образному выражению классика "жирных пингвинов"! Он – удел сильных и неутомимо работоспособных тружеников!".

То есть снова, как неоднократно и ранее, приходится упоминать о пресловутом факторе "качества человеческого материала", из-за наличия коего человеческим обществам во все века приходится упираться лбом в непреодолимую стену, имя которой – ветхий человек!..

И если в самые ещё неотдалённые прежние времена, была надежда на т.н.прогресс, то теперь нам ясно, что прогресс этот оказался пустышкой и миражом! Этот самый "прогресс был неостроумной выдумкой человека" (1).

"Человечество, вообще-то, вовсе не беспрерывно совершенствуется, не идёт неуклонно по какому-то ровному и прямому пути к осуществлению добра и правды. Напротив, оно блуждает без предуказанного пути, подымаясь
на высоты и снова падая с них в бездны, и каждая эпоха живёт какой-то своею верой, ложность или односторонность которой изобличается последующими поколениями.

  И, в частности, то «новое» время, которое тянется на земле уже несколько веков и которое раньше представлялось в особой мере бесспорным совершенствованием человечества, освобождением его от интеллектуальной, моральной и общедуховной тьмы и узости прошлого, расширением внешнего и внутреннего кругозора его жизни, увеличением его могущества, освобождением личности, накоплением не только материальных, но и духовных богатств и ценностей, повышением нравственного уровня его жизни.

Это «новое время» изобличено теперь в нашем сознании как эпоха, которая через ряд внешних блестящих успехов завела человечество в какой-то тупик и совершила в его душе какое-то непоправимое опустошение и ожесточение. И в результате этого яркого и импонирующего развития культуры, просвещения, свободы и права человечество пришло на наших глазах к состоянию нового варварства и… оказалось, что «прогресса»
не су-ще-ству-ет!
" (2).

У о. Малании есть замечательная статья, в которой он убедительно анализирует положение церковных дел накануне революции и делает вывод, что гонения на церковь после неё как бы логически вытекают именно из плачевного состояния этих дел. "…мы осуждены справедливо", - заключает он! Приводятся слова о. Сергия (Булгакова), которые, если их воспринимать в расширенном смысле, уместны в нашем вопросе.

Процитирую и я их: "...официальное "православие"... в течение веков позорило христианскую религию союзом
с господствующей формой государственности, унижаясь до роли не только атрибута этой государственности, но и прямо полицейского средства. Вековые преступления против свободы совести тяжёлым свинцом лежат на исторической совести Русской Церкви..
."!

  Или ещё горькие слова Игнатия Брянчанинова: "Наше время походит на последнее. Боль обуевает. В высших пастырях Церкви осталось слабое, тёмное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе…"!


Тут можно бы, вторя известной пословице "каков поп, таков и приход", только наоборот, сказать, что клир состоит из живых людей, из выходцев самых разных слоёв и сословий, и, таким образом, "ничто человеческое…". Словом, слаб человек и падок, будь даже он в рясе, на бесчисленные виды искушений!

И, таким образом, расплата за все эти фривольности рано или поздно не замедлит себя ждать.., что и случилось  в лихие революционные и постреволюционные годы, в которые, кстати, как раз и была предпринята попытка исправить положение путём кардинальной переплавки всего общества снизу доверху, т.е. привести его в более-менее приличное положение по компоненте справедливости: "кто был ничем, тот станет всем
" (сравните с библейским: "первые будут последними, а последние первыми" – как перекликаются! как гармонируют!)!

Но вернёмся к нашему насущному и вспомним, в чём есть согласованность между столь, казалось бы, несогласованными вещами: имею здесь ввиду учение Иисуса Христа, призывающее освободиться от ветхого человека, с одной стороны и уже упомянутого прогресса (который мы, правда, поставили под сомнение) homo sapiens, предполагающего его эволюционное развитие, с другой.

Христос призывал людей к совершенству, подобному совершенству Отца Небесного, т.е. развиваться и тем самым прийти к уровню Личности! Эволюционное же учение дальше индивида этот уровень не предполагает. Итак, индивид и личность. Чем же они разнятся?


"Индивидуум есть категория натуралистически-биологическая. Личность же есть категория религиозно-духовная... Индивидуум есть часть вида, он вышел из вида, хотя он может и изолировать себя от вида, противопоставить себя ему и вести борьбу с ним. Индивидуум порожден биологическим родовым процессом. Индивидуум рождается и умирает. Личность же не рождается, она творится Богом. Личность есть Божья идея и Божий замысел, возникшие в вечности. Личность для природного индивидуума есть задание [Вот то самое Христово: "Будьте совершенны…"].

…Личность есть целостность и единство, обладающие безусловной и вечной ценностью.  Индивидуум может совсем не обладать такой цельностью и единством, может быть разорванным, и всё может быть в нём смертным.

Личность и есть образ и подобие Божье в человеке, и потому она возвышается над природной жизнью.
Личность  не есть часть чего-то, функция рода или общества, она есть целое, сопоставимое с целым мира, она
не есть продукт биологического процесса и общественной организации.
Личность - духовна и предполагает существование духовного мира.

 Ценность личности есть высшая иерархическая ценность в мире, ценность духовного порядка, …предполагающая существование сверхличных ценностей.

 Именно сверхличные ценности и созидают ценность личности. Личность есть носитель и творец сверхличных ценностей, и только это созидает её цельность, единство и вечное значение. Но понимать это нельзя так, что личность сама по себе не есть ценность, а есть лишь средство для ценностей сверхличных.

 Личность сама есть безусловная и высшая ценность, но она существует лишь при существовании ценностей сверхличных, без которых она перестает существовать. Это и значит, что существование личности предполагает существование Бога, ценность личности предполагает верховную ценность Бога. Если нет Бога как источника сверхличных ценностей, то нет и ценности личности, есть лишь индивидуум, подчинённый родовой природной жизни… Дух конституирует личность, несёт просветление и преображение биологического индивидуума, делает личность независимой от природного порядка…"(3).


(Словом, личность – это то единственное, чему нельзя научить, а чего можно только достичь! личность, если она в полном смысле этого понятия достигается уже здесь, в низинах падшего мира, – это уже пограничное состояние выхода из временных рамок в вечность, из органики, материи, родовой ветхости – к Духу!). 

Из этих приведённых выше слов выдающегося русского философа можно сделать вывод, что индивидуум соотносителен роду, личность же соотносительна обществу, как более высокого порядка объединению людей.
В общественно-историческом течении жизни личности зачастую конденсируются и концентрируются в таком явлении
как
аристократизм (в истинном и высоком смысле этого слова), в людях аристократического склада по духу ,
а не в сословно-привилегированном смысле!

Аристократическое начало, как предтеча Личности, уже предполагает жертвенность и самоотдачу! Следовательно, истинными, а не номинальными, аристократами Духа и Личностями были все те, кто в лихую годину не задумываясь жертвовали своими жизнями, отдавали их, если в том была необходимость и нужда!

 Эти Личности, эти аристократы в ватниках
, уже в полном смысле слова причастные Духу Вечности, вытянули на своих плечах послереволюционные голод и разруху, коллективизацию и индустриализацию, огненные военные и чудовищные послевоенные годы восстановления!

 И только с подобным контингентом и поддержкой самого Духа Святого, за их плечами и в их сердцах незыблемо присутствующего, можно браться за что-то путное в общественной жизни, можно пытаться, без риска провалить дело, испробовать себя в общественном переустройстве!

 Только с подобным контингентом, с этими людьми, по развитию своему уже стоящими на пороге святости, имело смысл браться за решение столь грандиозной задачи по построению социализма в отсталой и в массе своей неграмотной стране! И ведь – почти получилось! Почти удалось!

 Если бы не лукавый, подсунувший простым, наивным и бесхитростным нашим людям эти сатанинские уловки в виде т.н. "прав человека" (читай – жить лишь беря, а не отдавая!), в виде "безобидной" заманчивости быть "как люди", живя в "достатке" и "не напрягаясь", в виде приемлемости мещанского болота, смирения перед его пошлостью, своекорыстием, дурновкусием, мелкотравчатостью!

 Словом, "святые в ватниках" отошли каждый в своё время в свои сферы, в свои миры, оставив после себя не только дело своих рук - заводы, фабрики, города с красивыми названиями, светлыми улицами и проспектами, высокую науку, образование и культуру, - но и пришедших на их место своих детей, уже заражённых вирусом вырождения. Итог этой деградации – у всех нас перед глазами…


Одним словом, шапка должна быть по Сеньке! А не так, как нам казалось в детстве: вот вытянут все жилы из себя наши отцы и деды, построят нам коммунизм, в котором "всем – по потребностям", сами при этом полягут, – мы же будем до конца дней своих наслаждаться молочными реками и кисельными берегами.

 Не будет так..,  да и не должно быть.., ибо всё в этом мире – по заслугам, т.е. вознаграждается в этой жизни лишь жертвенность, самоотдача, служение и подвиг, горение высоким делом!..



Источник

Tags: Жертвенность, Индивидуум, Личность, Подвиг, Служение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments