fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Categories:

Классы выравнивания: что это такое?

С чего начать?

Название у класса деликатное, но мне оно не нравится, как, впрочем, и другие  (например, класс одарённых детей). Этих названий появилось множество.
Не нравится потому, что принцип отбора в такие классы очень быстро становится понятен детям. А детей деликатности (и не только) ещё научить надо. Вот и первая проблема. Сознание своей ущербности – плохой помощник в учёбе. Ставлю перед собой цель: помочь детям преодолеть неуверенность в себе.
Вот как достичь этой цели?

Кабинет должен быть лучшим в школе. Уютный светлый класс, чистоту в котором поддерживают сами дети. Цветы, рыбки, хомячки, за которыми они ухаживают. Много игр. С этого мы и начали наше общение.
Дети должны полюбить свой класс, свою школу, своего учителя. Без этого не добиться успехов в обучении в любом классе, а уж в этом (из-за первого негативного опыта школьной жизни  детей) – особенно трудно.
И ещё. Хорошо, когда рядом единомышленники: коллеги, администрация школы. Родители тоже должны быть моими сторонниками. Первый вопрос к ним:
«Почему вас направили в класс выравнивания?».
А теперь – о детях. Характеристика класса. Списочный состав -  14 человек: 5 девочек, 9 мальчиков. Абсолютно здоровых детей практически нет.  Среди диагнозов: остеомиэлит, слабое зрение, бронхиальная астма, эпилепсия.

И кроме всего этого у многих какая-то замкнутость, некоммуникабельность. Но печальнее всего – конфликты с учителем в предыдущей школе, в результате которых дети попадают в коррекционный класс! Конечно, основываться на жалобах родителей на учителя было бы неправильно. Но дети, которые в доброжелательной обстановке раскрылись, почувствовали интерес к учёбе, своими успехами подтверждают существование конфликта «учитель- ученик».Из 14 человек только двое с тяжёлыми заболеваниями психического порядка. Это дети, которые могут обучаться только во вспомогательной школе.
Процедура их перевода достаточно тягостна.
Это всегда боль для родителей. А учитель должен убедить их в необходимости такого перевода.
Ведь перевести ребёнка (даже со сложным диагнозом) можно только с согласия родителей. Оставшиеся дети вполне обучаемы, но начинать надо с самого начала.
С чего же?
Учитель в классе выравнивания.
Обдумывая предстоящую мне работу, пришла к необходимости выработать общие принципы общения с детьми и их обучения, которые стали для меня руководством.

На первых порах работы это руководство помогало мне в трудных ситуациях, а теперь стало для меня нормой.  Вот эти принципы.

1. Сначала люби – потом учи.
2. Каждый ребёнок в моём классе – неповторимая личность. Эту неповторимость я обязана сохранить и развить.
3. На уроках и во внеклассной работе я должна поддерживать в детях постоянный огонёк творчества.
4. Вызывать и поддерживать в детях чувство самоуважения и уважение к одноклассникам.
5. Ежедневно критически оценивать свою работу (особенно сложные ситуации или неудачи в обучении). Никогда не считать себя непогрешимой во всём и всегда признавать свои ошибки.
6. Показатель моей работы – желание детей учиться, их настроение и активность.
7. Как ни в каком другом классе – кропотливая последовательность при изучении материала.
8.  Ежедневно менять схему урока, поддерживая в детях интерес к учебному процессу.
9. Неукоснительное выполнение принципа: от простого – к сложному.
10. Обучение должно быть опережающим. Нужно постепенно готовить детей к восприятию материала, закладывать «фундамент»  изучения темы понемногу на каждом уроке. Подводить их к «открытию» нового.
11. Постоянно поддерживать в детях уверенность в себе. Задания давать дифференцированно, каждому – по силам. Любая крупица успеха каждого – радость для всех.
12. Очень точно и незаметно повышать требовательность к детям во всём.
13. Ни при каких обстоятельствах не повышать на детей голос. Строгость и требовательность – это не окрик и угрозы.
14. Как можно меньше обращаться за помощью к родителям при неудачах, особенно, если это касается поведения детей. Ненавязчивые советы окажут большую помощь в моей работе, чем требовательные претензии.
15. Не злоупотреблять поощрениями. Учёба ради учёбы, а не за что-то.
16. Поддерживать связь с коллегами – учителями музыки, физкультуры, ритмики. Посещать эти уроки. Дети должны чувствовать мой постоянный интерес к их жизни и учёбе.
17. Ежедневно находить время для разговора с ребёнком о его жизни вне школы.

Список этих принципов висел перед моим рабочим столом. Отмечала его выполнение плюсами и минусами. Подробности описывала в Дневнике, который завела с момента ознакомления с медицинскими картами и личными делами. Очень удобно  -  все необходимые сведения всегда под рукой, и можно отслеживать динамику развития каждого ребёнка. Этим опытом я делилась с коллегами на районной конференции в 1992 г. По мере того, как он накапливался, вырисовывались и новые проблемы, и способы их решения.

Продолжение следует.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments