fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Педагогическая страничка

Игра – дело серьёзное.
Очень довольная моей бурной деятельностью вначале, которую я развернула в коррекционном классе - Нина Антоновна встревожилась: уж очень затянулись наши игры, заменяющие стандартный урок. Но я преследовала определённую цель.  Забегая вперёд, скажу только, что дети не только догнали Программу (1-4), но и обзавелись стойкой мотивацией к учёбе.
Игровые приёмы в учебной деятельности.

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Потому что воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».  / А. С. Макаренко /.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью.
С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция: ведущая деятельность превращается в учебную и основным видом его деятельности должно стать учение.

В начальной школе необходимо заложить у ребят основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями школьников:
слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления.
Для преодоления этого и в учении должны широко использоваться игровые формы активности детей – учебная деятельность школьника должна быть пронизана игровыми моментами. И наконец, игра – это средство, снимающее неприятные  или запретные для личности школьника переживания. Учение должно быть организовано таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учеников.  Такой формой активности, уже усвоенной младшими школьниками, является игра.
Но игра – не панацея от всех бед: ребёнок развивается, и дидактические игры не являются постоянными для детей различного возраста.  При их отборе надо учитывать, как ребёнок усваивает новые знания. Каковы функции игры, в зависимости от которых следует отбирать дидактические игры?


1. Для младших школьников учение – новое и непривычное дело, поэтому на начальном этапе знакомства со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребёнка.

2. Так как ведущий тип деятельности младших школьников – учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирование собственно учебной деятельности.

Дидактические игры должны способствовать включению детей в учение: на основе внешней занимательности заданной игровой ситуации, учитель осуществляет переход к учебным заданиям.

Ненавязчивость используемой наглядности и игровая форма задания побуждают к развитию мышления и внимания, а потом отходят на второй план.


Чрезмерное увлечение внешней занимательностью и перенасыщение урока броским наглядным материалом нередко мешают ученику выделить то основное, во имя чего организуется игра – собственно учебное задание.
Не могу удержаться, чтобы не показать это на примере.  На одном из показательных уроков  (которые не должны быть стандартными, обычными) в первом классе открылась  дверь, и в кабинет влетел игрушечный вертолёт, к которому на нитке была привязана табличка с темой урока. Легко себе представить реакцию малышей. Долго пришлось бедному новатору заново организовывать урок и собирать внимание детей для изучения собственно темы, которую так эффектно доставил к детям вертолёт. В итоге дети получили мощный эмоциональный заряд, но не получили ту крупицу знаний, ради которой и был организован этот  урок.

Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры – путешествия в Страну Чисел или в Страну Знаний.

«Место и роль наглядного материала в процессе обучения определяется отношением деятельности учеников с наглядным материалом к той деятельности, которая составляет суть обучения».

По мере овладения учащимися навыками учения дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль. Игра из основы учебного процесса превращается в его элемент - дидактический приём. При этом чаще и чаще следует использовать не явную наглядность, а переход к более символическим формам.
Для иллюстрации:
«Догони число и вернись обратно» (вырабатывается навык прямого и обратного счёта):
1, 2, 3, 4 ……. 4, 3, 2, 1
«Молчанка»:  на доске пример, дети показывают карточку с ответом. Как вариант: говорят ответ шёпотом «на ушко».
«Вставь пропущенное число и знак»:  5 …? ...? = 7
Разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которые включаются задания вида:  подбери все примеры на  плюс или минус к заданному числу, вставь пропущенное число, найди ошибку.
Положительная роль таких приёмов неоспорима при оценке автоматизма навыков и умений.

Но при проведении подобных игр следует строго учитывать индивидуальный темп овладения учебным материалом каждым учеником, тип его нервной системы, поощрять развитие коллективистической, а не конкурентной направленности учебной работы. Для успешного осуществления учебной деятельности необходим определённый уровень сформированности у детей механизмов мышления, памяти.

Для примера – игры, направленные на развитие этих функций, а также способствующие реализации произвольности психических процессов:


продолжи счёт (игры с мягким мячом – на развитие внимания: поймал мяч, назвал число, бросил другому),
игры-задания с геометрическим материалом (посмотрели на табличку полминутки и выложили из мозаики такие же)
задачи-смекалки (Сколько углов станет у стола, если один отпилить?)
игра - счёт «Ай, да я!» - (при проверке знания таблиц умножения и деления).

Дидактические игры способствуют также и формированию общеучебных умений и навыков самостоятельной работы: игра «Магазин»:  ( Таблицы)  Цена, Количество, Стоимость.

Среди общеучебных навыков и умений, которыми должны овладеть дети в процессе обучения, особое место занимают умения контролировать и оценивать свою деятельность.

Эти умения успешно формируются при использовании личностно – ролевой формы игры: организации учебного процесса как частного вида дидактической игры.

Это подразумевает введение на отдельных этапах  урока игры «Учитель – ученик», в которую входят такие элементы как взаимопроверка тетрадей и групповая работа.


Особый вид использования данных игр – формирование навыков самоконтроля и самооценки через использование различных взаимоконтроля и взаимооценки.
Игра «в учителя» - важное средство выработки справедливой самооценки, повышающее ответственность учащихся и позволяющее творчески овладевать учебным материалом.

Таким образом, система дидактических игр в процессе обучения на начальном этапе позволяет решать всё многообразие воспитательных и образовательных задач.


Моя сложность заключалась в том, что начали мы "овладевать учебным материалом" со второй четверти!
Это почти невосполнимая потеря времени, а с ним вместе – умений и навыков детей, если ориентироваться на Программу.  Но то, что у нас была Программа, рассчитанная на четыре года, позволило мне не «гнать лошадей», а без суеты последовательно и без лишнего напряжения для детей, организовывать учебную деятельность, задержавшись на игровой её составляющей.


Наконец, недели через три мы смогли пригласить на открытый урок Нину Антоновну. Дети меня не подвели – умницы. Но как же, чтобы совсем без казуса. Терпеть не могу разрезную азбуку: одна морока с ней. Володя на переменке сообщил мне, что забыл эту кассу с буквами дома. Дети нашли для него разрезные буквы, а вот кассы не было. Вижу его расстроенное лицо и говорю, что слова можно складывать прямо на столе. Вот в нашем нарядном классе идёт интересный урок. Володя (как и все дети) старательно пыхтит над буквами, складывая на столе слово. И вдруг его мордашка сморщивается, он набирает побольше воздуха - и  раздаётся громкое и смешное «Апчхи!». Буквы, естественно, смывает воздушная волна. А я заранее рванула к нему, чтобы предупредить истерику: дала ему в руки мел и попросила напечатать это слово на доске...
А в остальном - всё прошло замечательно.

Продолжение следует.


Tags: Виды игровой деятельности, Значение Игры, Игровые приёмы, Школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments