fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Categories:

Сокрушая здравый смысл: фильм про любовь и танчики вместо фильма о подвиге

О фильме Константина Максимова «Несокрушимый»

Фильм «Несокрушимый» режиссёра Константина Максимова относится к тем произведениям кинематографа,
о которых лучше промолчать, притворившись, что не заметил — из вежливости.



regnum_picture_1542744312111410_big


Но поскольку государство в лице Счётной палаты внезапно озаботилось тем, на что тратятся денежки Фонда кино, наверное, стоит вспомнить этот примечательный во всех отношениях опус в жанре «патриотического» и даже «военно-исторического» киноискусства, рождённый при поддержке Министерства культуры.

 Глава которого Владимир Мединский внезапно озаботился порядком финансирования отечественных комедий.
А то так можно подумать, что проблема в одном «Крымском мосте», снятом специально смеха ради, тогда как гомерический хохот при просмотре «Несокрушимого» является совершенно не запланированным.


Своё название картина, в общем-то, оправдывает. Ленты подобного качества достойны того, чтобы продержаться
в прокате неделю… ну, две с натяжкой. Но вот уже скоро месяц, как это удивительное творение проявляет небывалую стойкость, постепенно теряя листву сеансов и точек проката, но всё ещё цепляясь за жизнь. Сложно понять, в чём тут дело — в поддержке сверху или в наивной вере нашего зрителя в то, что нормальный фильм о Великой Отечественной войне всё же появится на экранах в обозримом будущем.


Скажу сразу: Великая Отечественная тут ни при чём. Совершенно. «Несокрушимый» — фильм не о советских танкистах, он «про танчики». Появился в последнее время такой, вдохновленный популярной игрой, специальный жанр, который медленно, но верно пополняется образцами, один другого краше.

 У этих картин две основные черты:

а) они действительно про танки, очень реалистично отрисованные и
б) действие происходит в параллельном мире, хотя авторы об этом почему-то не предупреждают.

Казалось, что после альтернативной реальности «Танков» Кима Дружинина зрителя уже невозможно ничем удивить. Но нет, хотя «Несокрушимый» очень сильно уступает предшественнику по части экшна и живописности глюков, являющихся героям и зрителям, он не менее фееричен по сути своей.




regnum_picture_1542744843107167_big

Прежде всего, хотя какая-то война на экране присутствует, на ней стреляют и даже убивают, главные герои упорно стремятся заниматься не ею, войной, а любовью. Нет, к счастью, именно любовью в прямом, старомодном смысле, а не тем, что скрывается за этим эвфемизмом со времён «сексуальной революции».

 То есть они долго и тягостно выясняют отношения, ужасно страдают, тяжело ревнуют, смотрят исподтишка щенячьими глазами, плачут и даже дерутся. Драку, происходящую «в лесу прифронтовом» между лейтенантом (внимание!) и майором (!) в окружении азартно «болеющих» рядовых и сержантов, комментировать просто невозможно.

 Потому что, как ни крути, а если лейтенант даёт в мор… пардон, по физиономии майору, да ещё и непосредственному начальнику, то это в условиях военного времени означает трибунал. А не товарищеский футбольный матч по инициативе старшего начальства, такого доброго и всепонимающего, что оно кажется сделанным из зефира.

 Это же зефирное начальство в звании полковника, услышав признание битого майора в том, что тот нарочно
из ревности послал главного героя в бой на неисправном танке, только укоризненно качает головой. И открывает ревнивцу глаза на то, что ему ничего не светит — герой с вполне реальной, исторической фамилией Коновалов и прекрасная инженерша Павла с золотыми руками давно женаты. На сём конфликт оказывается исчерпан.


Не надо смотреть в титры, чтобы понять, что автор сценария — женщина. Но это ещё ничего не значит — женщины могут быть и авторами отличной военной прозы, и храбро воевать, в том числе и в танке — история войны знает как минимум семь фамилий женщин-танкистов.

 Далеко не всему, сделанному женщинами, может быть дана сомнительная характеристика «дамского рукоделия». История, рассказанная Валерией Байкеевой, заслуживает такого «титула» в полной мере. Любовная линия
в фильме не только заслоняет всё остальное, - она является главным сюжетным двигателем.

Не будь заковыристого любовного треугольника, козней ревнивого майора и верной любви инженерши, не было бы и подвига коноваловского экипажа, уничтожившего в одиночку полтора десятка вражеских танков. Ну, вот просто не было бы!


regnum_picture_154274462472766_big


Вдобавок ко всему, по представлениям Байкеевой и Максимова, фронтовики в 1942 году, увидев убитого товарища, непременно падают на колени, обнимают мертвеца, раскачиваются и рыдают в голос. Не стану утверждать, что
в известном жутковатом фронтовом стихотворении Ионы Дегена про умирающего бойца и его валенки (кстати, на войне Деген был именно танкистом) отражена единственная правда.

  Это в каком-то смысле поэтическая провокация. Но не нужно быть ветераном, чтобы понять, что показанное
в фильме с правдой даже близко не лежало. Не говоря уж о том, что причины такого взрыва эмоций остаются для зрителя загадкой — характеры членов экипажа практически не раскрыты.

 Каждому от щедрот выдано ровно по одной черте — Хозяйственный, Бывалый, Задиристый и так далее. Не показаны ни живые человеческие взаимоотношения, ни боевое братство. Танкисты похожи на попутчиков в долгой поездке. И вдруг такая эпическая скорбь. Тут не поверит не только придирчивый Станиславский.


Ну и, до кучи, — что, наверное, хуже всего, — авторы убеждены, что героизм невозможен без скверного характера, абсолютного индивидуализма, комплекса наполеончика и принципиального нежелания подчиняться приказам и нормам устава.

 Что нормальные герои, получив боевой приказ отправляться в десант на броне пешими, так как их танк не на ходу, и узнав, что неподалеку в кустах стоит… нет, не рояль, а припрятанный немцами для каких-то зловещих целей, заправленный и с боекомплектом, КВ, должны немедленно бросить занятый окоп и самовольно отправиться партизанить на этом танке. Может, кто-то из них и посомневается с минуту… но не больше.



regnum_picture_1542744986146801_big

Вопроса остаётся после просмотра ровно два. Зачем это снято и что при этом делали Министерство культуры и (снова внимание!) Российское военно-историческое общество?

С культурной точки зрения фильм имеет нулевое качество, с точки военно-исторической — отрицательное, так как является, пардон, бредом сивой кобылы даже на взгляд абсолютно штатского зрителя и — по сути — оскорблением памяти павших (полублатной шансон от Гарика Сукачёва на финальных титрах усиливает ощущение глума).

 Для того чтобы узнать состав героического экипажа и обстоятельства подвига, достаточно сделать пару кликов
в интернете. Как могли допустить военные историки или просто любители военной истории, чтобы в этой нелепой выдумке были сохранены настоящие имя и фамилия командира экипажа, при том, что все остальные имена и фамилии вымышлены?

Как могли они проглядеть все остальные нелепости, а также явную вредоносность фильма, который учит будущих солдат и офицеров преступному разгильдяйству и самоуправству под видом героизма? В чём вообще заключается участие названных организаций в создании фильмов?


Вот о чём стоило бы подумать. А кто, как и зачем, законно или не очень отвалил кучу денег для съёмок актуально-лирической комедии про супермост, наверное, тоже интересно.


Подробности: https://regnum.ru/news/cultura/2522876.html?t=1542771728&fbclid=IwAR3wtBLWI-BvwN4wAQZcOio2uEN-uBcAa3M-9XQzL6mGZ79a8WuaLBIOQyg   Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.


Tags: Кинорецензии, Культура, Мединский, РВИО
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments