fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Педагогическая страничка -2

Не всё как по маслу… , или Взялся за гуж – не говори, что не дюж.
Мне удалось решить проблему с Программой и её методическим сопровождением только потому, что всё это было уже разработано для шестилеток, и на первых порах могло послужить ориентиром.
И главное – безоговорочная и в высшей степени (как мне тогда казалось) авторитетная поддержка нашего УПК (университет  повышения квалификации учителей).  (О шестилетках – особая песня).

Но, во-первых, в этом был элемент везения,
а во-вторых, эта программа тоже нуждалась в корректировке, и, значит, по сути её надо было разрабатывать заново: и по содержанию (с учётом психологических особенностей детей), и по времени, и много ещё по  чему…

Но для этого необходимо накопить хоть какой-то опыт работы, чтобы изучить эти самые особенности детей, учитывать их при разработке собственно коррекционной Программы. А этого опыта у меня не было. Пришлось его накапливать по крохам, изучать, обобщать да ещё и делиться с коллегами, находившимися в таком же положении  (не забывая при этом о своей главной цели – обучение, развитие, воспитание моих питомцев). Причём, проблемы приходилось решать не поочерёдно, а одновременно: всё главное, всё – во- первых. Судите сами:
- сопровождение  учебного процесса (абсолютный ноль)
- стихийный отбор детей  «на глазок»,
результатом которого были вторичные переводы части детей во вспомогательные спецшколы. А это переосвидетельствование, медико-психологическая комиссия, которая собирается один раз в месяц; куча документов, убеждение родителей, не желающих воспринимать факт тяжёлого диагноза (приходилось подолгу беседовать и даже водить их в школу, знакомить с персоналом) – а это время учителя, нервотрёпка родителей, травма для детей, уже сменивших одну школу.
- переподготовка учителей по этому профилю (абсолютный ноль)
- номенклатурой РОНО напрочь перекрыты каналы планового взаимодействия между настоящей высшей педагогической Школой и учителями (99%)
- переподготовка руководителей школ на обязательных срочных курсах, после которых директор школы возвращался работодателем (100%)
- замена директоров-педагогов «эффективными менеджерами» (очень постепенно)
Пожалуй, достаточно для того, чтобы оценить общую картину планомерного и неторопливого разгрома нашего лучшего в мире образования.
Кстати – о птичках, то бишь  о работодателях.  «Анекдот» из очень достоверного источника. В университете на лекции  по физкультуре преподаватель объяснил первокурсникам, для чего нужна физкультура. Потому что рабовладельцам нужны здоровые работники.  Оговорка по Фрейду. Смешно, но не очень. И даже совсем наоборот.
Как привести это всё в нормальное состояние по первой (условно) проблеме? То есть добиться того, чтобы отбор в классы выравнивания был качественным?
Это было начало 90-х годов.  Сейчас-то всем всё понятно. А в то время как из рога изобилия валились на голову проблемы одна за другой и требовали немедленного решения.  Где-то на подсознании назойливо  свербила мысль – неужели я настолько умнее тех, кто руководит мной? Как-то в разговоре много поживший мудрый мой друг (дедушка одного из моих бывших учеников) в ответ на моё недоумение спросил, а что бы Вы сделали на месте руководителя?  Я принялась было горячо рассказывать по пунктам свои действия, но была остановлена уже на первом - словами: «И через два дня вас бы не было на этом посту».  Я как-то вдруг поняла, что это правда, которая объясняет со всей очевидностью преднамеренное злостное деяние, а не просто чьё-то разгильдяйство и халатность.
Вот с этого самого момента в душе поселилась тревога, которая никуда не ушла и теперь. Невозможно было тогда принять очевидный для всех сегодня факт – предательство элиты, номенклатуры, потому что  совсем опустились бы руки, остановилось бы сердце. И я, образно говоря, продолжала махать крыльями, как ветряная мельница в безветрие: на голом энтузиазме тянуть тот воз, в который превратилась любимая работа, и на который продолжали и продолжали неустанно грузить проблемы наши либероидные псевдореформаторы, а по сути -  враги своей страны, своего народа. Многих мы теперь знаем в лицо.  Да они этого уже и сами не скрывают: «Выращиваем идеального потребителя. Человек – творец это в тоталитарном совке, а у нас - … ».  Вставьте сами пропущенное слово или несколько.
Но знаете, когда вкладываешься в детей в полную силу, - и отдачу получаешь щедрую и животворную. Вот вхожу в класс, вижу их глаза, и понимаю, что буду за них бороться до конца: и крыльями махать, и воз везти, как и чем бы его ни грузили «реформаторы». Тем более что наша школа пока ещё сохраняла лучшие кадры: работали сплочённо.
Ну, а дети как дети.
К хорошему житью привыкают быстро не только взрослые. Некоторые мои дети при всём их расположении ко мне тоже пробовали меня на зубок. Каким образом?
Вариантов множество: я уже говорила, что они очень изобретательны в деле всяческих каверз. И не только, когда хотят отомстить, но и когда хотят проверить, как далеко (при моём более чем тёплом отношении к ним) я могу  позволить им зайти, и как  буду не позволять запретное. Обычно период испытаний длится недолго, и если он пройден мной успешно, - можно не опасаться повторений.

Простой пример: прозвенел звонок, мы стоим возле своих мест.
Лёня копается в портфеле, нарочито медленно достаёт всё содержимое, раскладывает на столе, что-то роняет, лезет под стол, что-то ищет, лукаво на меня одним глазком посматривает,  потом процедура повторяется – время урока уходит.
Тогда я советую ему не торопиться, потому что мы, теперь, видимо, всё равно не успеем на экскурсию в библиотеку – т. к. наша Елена Петровна очень пунктуальный человек и ждать нас не будет. Ничего, сходим через неделю, тогда и увидим сюрприз, который она нам приготовила.
И не надо сердиться на Лёню: он же не нарочно.

 Были и другие «выступления», - реагировать, конечно, приходится экспромтом, но на все случаи предусмотрены мои домашние заготовки. И здесь главное - не уступить (ну, Т. Л., ну, пожалуйста…) и сдержать слово – через неделю пойдём обязательно. Это просто психологическая зарисовка. Главная моя задача не решается навскидку: психологические особенности именно этих детей требуют от меня других методов работы, которые пока (как и Программа) не разработаны.  Значит, учить и учиться надо одновременно, фиксировать опыт, делиться с коллегами, обобщать его – то есть разрабатывать самой.
Ещё одна первая проблема в полный рост – эти самые особенности психического развития.

Продолжение следует.

Tags: Воз проблем, Что происходит?, Школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments