fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Categories:

Новые варвары.


Что знают леваки о театре Станиславского?

Недавно леваки обвинили «Суть времени» во всех смертных грехах. В качестве аргументации использовались в том числе отсылки к циклу статей Сергея Кургиняна «Четвёртый этаж». В связи с этим захотелось разобрать эту тему ещё глубже. В частности, показать, что обсуждаемая тематика не является мистическим новоделом XXI века. А истошные вопли леваков связаны не только с заказом, но и с их культурной безграмотностью.

02af9c0775f1
Рудой и система Станиславского
Скопина Ольга © ИА Красная Весна

                                                                                                  Станиславский: театр — храм, артист — жрец.

Для этого мы обратимся к русскому театру и Станиславскому (кстати, 17 января исполнится 156 лет со дня его рождения). Что же имел в виду великий актёр и режиссёр, говоря о «жизни человеческого духа» и
«сверхсознательном»?



Советский театровед, доктор искусствоведения, научный сотрудник Института истории искусств Марианна Николаевна Строева в своей книге о режиссёрских исканиях Константина Станиславского утверждает, что он стремился обнаружить за житейской маской  «жизнь человеческого духа».  Исследовательница уверена, что в этом состояла  «в конечном счёте, философская сверх-сверхзадача его творчества».


48a0e21ecebb
Дом-музей К. С. Станиславского
Загурский Кирилл © ИА Красная Весна



Можно сказать, что Станиславский истово верил в искусство. Он считал, что искусство может подарить человеку то, чего нельзя получить, занимаясь только социальной проблематикой. При этом ни в коем случае мы не можем сказать, что Станиславский был совершенно чужд исследованию реальных человеческих проблем. Просто он заходил
с другого ракурса, изучал не материю, а дух.

После опуса леваков в стиле звенящего вульгарного материализма возникает ощущение, что, если бы они жили
в начале 20 века, то непременно потребовали бы запретить Станиславского.


Обратимся к другому театральному авторитету. Анатолий Миронович Смелянский — советский театральный критик и историк театра. В предисловии к 7 тому собрания сочинений Станиславского он сравнивает отношение к театру у Немировича-Данченко и Станиславского:

«Для Немировича-Данченко результат и успех — вещь первостепенная, для Станиславского — первостепенен и самоценен исключительно поиск („театр исканий“ — так до революции часто именовали МХТ). Для одного театр — инструмент для выражения автора, который объединяет все разнонаправленные воли, участвующие в коллективном творчестве. Для другого душа сцены и её жрец — актёр, транслирующий через себя некую высшую силу».


ba08c15ce467
Дом-музей К. С. Станиславского
Загурский Кирилл © ИА Красная Весна



Здесь сказано много. Во-первых, что актёр — транслирует некую высшую силу, то есть творит мистерию. Не это ли приписывают оппоненты театру «На досках», как что-то ужасающее и порочащее честное имя? Из уст какого-нибудь крупного театроведа — это был бы комплимент высшей пробы. Но, увы, едва ли они вообще знакомы с миром театра.

Во-вторых, Смелянский обращает внимание на то, что Станиславский занимается поиском, и весь театр его построен по этому принципу. И это имеет непосредственное отношение к «четвёртому этажу», несмотря на то, что Константин Сергеевич использовал для этого собственные образы и метафоры.

Напомним, в цикле статей Сергея Кургиняна утверждается, что четвёртый этаж отвечает за некое особое схватывание истины: 
«Четвёртый этаж содержит всё то, что позволяет человеку подобным образом схватывать нечто, вопреки отчуждению от очень многого из того, что нужно, чтобы это нечто освоить».

Способность прорваться к чему-то сквозь недосказанность, неполноту рационального понимания — всё это исключительно важно, как для театра, так и для любого человека, не имеющего никакого отношения к театру.

Человек, который хоть раз в жизни чувствовал, что он делает, стремится к чему-то фундаментально правильному, но никак не может это рационально объяснить — знает, о чём речь.



192089933796
Сцена в доме-музее К. С. Станиславского
Загурский Кирилл © ИА Красная Весна



Приведём также достаточно большую, но ценную цитату из работы «Станиславский о „Человеческом духе роли“» российского искусствоведа Коптева Льва Николаевича:

«Идеальным театром видится Станиславскому «театр-мистерия», в основе которого — искусство «проникновенного переживания» актёра. Движущей силой такого актёра является идея «искания и подвига… служения высокой задаче».

 От актёра-человека требуется выработать чувство, что «сцена — это место священное». Переход через её «порог», как вступление в алтарь, должен вызывать в актёре ощущение торжественности, необходимое для артистического вдохновения.


Артистическое творчество воспринимается Станиславским как непрерывно длящаяся мистерия духа актёра. Момент неожиданного перевоплощения он воспринимает как таинство души, ради которого стоит приносить всевозможные жертвы, терпеть, страдать и работать в нашем искусстве <…> театр, по мнению Станиславского, и должен возвыситься до храма. Такой артист-священнослужитель должен стремиться «очистить душу» и дать ей жить эстетическими чувствами, приближающими к Небу».



046be277d6e9
Библиотека в доме-музее К. С. Станиславского
Загурский Кирилл © ИА Красная Весна


Упомянутый выше жанр театра-мистерии занимает особое место во всём театральном искусстве. Считается, что именно с мистерий начал формироваться древнейший театр. Жрецы должны были систематически и на высоком уровне выполнять особые религиозные ритуалы. История эта достаточно обширная, включающая в себя Древнюю Грецию с Элевсинскими мистериями, христианские мистерии средневековья и многое другое.

Совсем не чужд этому направлению был и Константин Станиславский, который изучал даже (о ужас!) йогу в своих творческих поисках.


Казалось бы, левакам давно пора делать разгромный ролик на Youtube под названием «МХТ — секта имени Станиславского». Тут и жертва, и алтарь, и священное место, и перевоплощение. Однако же никогда они такого ролика не сделают. Потому как, во-первых, страшно далеки от подобных интеллектуальных тем, а во-вторых, никто им за это грязных денег не даст.

Ещё в тему: Леваки, семья и государство

Левая идея сегодня нужна России как воздух, без неё и её носителей страна не выживет. Но леваки делают буквально всё для того, чтобы оттолкнуть от неё граждан.


Tags: Культурная война, Левая идеология в России и в мире.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments