fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Category:

Воспитание мальчиков. Часть 1

Воспитание мальчиков — не женское занятие. Так считали в древней Спарте и потому рано отделяли сыновей
от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России.

344727
В дворянских семьях с самого рождения за младенцем мужского пола ухаживала не только нянька, но и крепостной «дядька», а к шести-семилетним мальчикам приглашали не гувернанток, а гувернёров.

 Мальчишки же из низших сословий просто в силу жизненных обстоятельств быстро окунались в мужскую среду, приобщаясь
к мужским делам.

 Достаточно вспомнить хрестоматийное стихотворение Некрасова «Мужичок-с-ноготок», герою которого всего шесть (!) лет, а он уже возит из лесу домой дрова, прекрасно управляется с лошадью и чувствует себя кормильцем семьи.

 Причём трудовое воспитание мальчиков считалось обязанностью отца или других взрослых мужчин семьи.

 «Наблюдатели единодушно подтверждают вывод об исключительной роли отца и вообще старших в семье мужчин в воспитании сыновей», — писал исследователь русского крестьянского быта, историк Миненко Н.А.

 Лишь в самом крайнем случае, когда мужчин рядом не было, роль воспитателя-мужчины доставалась женщине. Однако в XX веке всё изменилось, и воспитание детей чем дальше, тем больше становится сугубо женским занятием.

 В детском саду «усатого няня» можно встретить разве что только в кино. Да и в школу мужчины не рвутся. Сколько их туда ни призывали, а всё равно практически в любой школе учителей на порядок меньше, чем учительниц. В такой ситуации основная нагрузка падает на семью, но ведь и в семье далеко не у всех детей есть перед глазами пример мужчины! Число матерей-одиночек растёт. Равно как и число однодетных семей.

Безо всякого преувеличения можно сказать, что миллионы современных мальчиков лишены серьёзного мужского влияния в важнейший период своего развития, когда у них закладываются стереотипы полоролевого поведения. И в результате усваивают женские установки, женские взгляды на жизнь.

Достоинства мужчины: умеренность и аккуратность. И ещё умение вышивать гладью.

На наших психологических занятиях мы даём ребятам маленький тест: просим нарисовать лесенку из десяти ступенек и написать на каждой ступеньке какое-то качество хорошего человека. Вверху — самое важное, внизу — самое, на их взгляд, несущественное.

 Результат впечатляет. Нередко мальчики-подростки указывают среди наиважнейших черт хорошего человека... прилежность, усидчивость, аккуратность. Только что ещё умение вышивать гладью не называют! А вот смелость если и присутствует, то на одной из последних ступенек.

 Причём матери, которые сами же культивируют в сыновьях такие представления о жизни, потом жалуются на их безынициативность, неумение дать отпор обидчику, нежелание преодолевать трудности. Хотя откуда тут взяться желанию преодолевать трудности?

 Что ежечасно, если не ежеминутно, слышат сыновья во многих семьях?
— «Туда не ходи — опасно, то не делай — поранишься, не поднимай тяжести — надорвёшься, не трогай, не лезь,
не смей...» О какой инициативе можно говорить при таком воспитании?

Конечно, страх матерей понятен. Сын у них единственный (гиперопекой страдают чаще всего именно однодетные семьи), и мамы боятся, как бы с мальчиком не случилось чего-нибудь плохого. Поэтому, рассуждают они, лучше перестраховаться. Но подобный подход гуманен лишь на первый взгляд. Вы спросите почему?

— Да потому что на самом деле за ним таятся эгоистические соображения. Греша гиперопекой, мамы и бабушки воспитывают ребёнка для себя, воспитывают таким, какой им удобен.  И не задумываются серьёзно
о последствиях. Хотя задуматься следует. Ведь даже с эгоистической точки зрения это недальновидно.

 Заглушая в ребёнке мужественность, женщины искажают мужскую природу, а столь грубое насилие не может пройти безнаказанно. И рикошетом это обязательно ударит по родным.

 Двенадцатилетний Паша выглядел лет на девять. Отвечая на вопросы (даже на самые простые, типа «В какой школе ты учишься?», «Какие фильмы любишь?»), он сжимался в комочек, теребил край свитера, говорил, не поднимая глаз. И постоянно ежился, как будто одежда натирала ему кожу.

 Его мучили страхи, он не засыпал в темноте, боялся оставаться дома один. В школе тоже всё было не слава Богу. Выходя к доске, Паша лепетал что-то невразумительное, хотя знал материал назубок. А перед контрольными у него начиналась такая трясучка, что он полночи не мог заснуть и каждые две минуты бегал в туалет.

 В начальных классах Пашу часто били, пользуясь тем, что он не смел дать сдачи. Теперь поколачивают меньше, потому что девчонки стали заступаться. Но радости Паше, как вы понимаете, это не прибавляет. Он чувствует себя ничтожеством и спасается от тягостных мыслей, с головой уходя в мир компьютерных игр.

 В них он чувствует себя непобедимым и сокрушает многочисленных врагов. «Раньше столько читал,
с удовольствием ходил в театр, в музеи. Теперь от всего отказывается и целыми днями просиживает перед компьютером
», — горюет Пашина мама, не понимая, что она сама загнала его в замкнутый круг.   Таков примерный портрет слабовольного мальчика, задавленного гиперопекой.

 Те же, кто внутренне посильнее, начинают проявлять негативизм и демонстративность. «Не понимаю, что стряслось с моим сыном. Был нормальный человек, а сейчас всё принимает в штыки. Ты ему слово, он тебе десять. И главное, никакой ответственности! Поручишь что-нибудь купить — деньги потратит совсем на другое, да ещё наврёт с три короба. Вечно норовит сделать наперекор, влезть в какую-нибудь авантюру. Всю нашу семью держит в напряжении, за ним глаз да глаз нужен, как за маленьким», — жалуется мама такого ребенка, тоже
не понимая, кто виноват в его непокорно-инфантильных выходках.

В результате в подростковом возрасте оба мальчика, вполне вероятно, попадут в так называемую «группу риска». Паша может стать жертвой насилия и совершить попытку самоубийства, другой мальчик — забросить учёбу, увлечься тяжёлым роком и дискотеками, пуститься во все тяжкие в поисках лёгких денег, пристраститься к водке или наркотикам.  Т.е., даже здоровье ребёнка, т.е. цель, ради которой была принесена в жертву его мужественность, — и та не будет достигнута!


Школа мужества

Если всерьёз думать о будущем сына, то не следует оберегать каждый его шаг. Хотя, конечно, меру риска каждый родитель определяет сам, исходя из своих характерологических особенностей и из характера ребёнка.

 Одна моя знакомая, поистине железная леди, воспитывает своих сыновей по образцу древних спартанцев. Двухлетний малыш топает рядом с ней на гору под палящим солнцем. А до вершины немного-немало полтора километра! И ходит за тридевять земель купаться вдвоём со старшим братом, которому самому-то ещё только-только, как у Некрасова, «шестой миновал»...

 Мне даже слушать об этом страшно, а она считает, что иначе воспитывать сыновей просто нельзя. Но думаю, большинству матерей такой подход не по нервам. Лучше предпочесть золотую середину. Для начала сделайте вылазку на детскую площадку и понаблюдайте за детьми, гуляющими там под присмотром отцов.

 Обратите внимание, насколько спокойней относятся отцы к падениям своих малышей. Они не отваживают сыновей от опасного места, а помогают им преодолевать трудности. И подбадривают вместо того, чтобы остановить, одёрнуть.

 Это и есть мужской тип реагирования, которого не хватает в воспитании нынешних мальчишек. Вообще, отцам обычно легче управляться с сыновьями, чем матерям. Это факт. Но объяснения ему даются разные.

 Чаще всего жены говорят, что их мужья реже видят детей, реже сталкиваются с ними в быту, и у сыновей на них «меньше аллергии». Но я убеждена, что тут дело в другом.

 Если у ребёнка нормальные отношения с матерью, так он только рад, когда она побольше бывает дома. И никакой «аллергии» у него на неё нет! А вот когда взаимопонимание отсутствует, когда банальная чистка зубов перерастает
в проблему, тогда «аллергия», конечно, появляется.

 Нет, просто отцы сами были мальчишками и не окончательно позабыли своё детство. Например, они помнят, как унизительно, когда ты боишься дать сдачи. Или когда тебе, будто несмышлёнышу, диктуют, какую шапку надеть, какой шарф повязать.

 Поэтому понаблюдайте, в чём они уступают сыновьям, а в чём, наоборот, тверды, как кремень. И постарайтесь оценить это объективно, без затаённых обид. Ведь мужчины нередко оказываются правы, обвиняя жен в том, что они разбаловали сыновей, а потом сами от этого плачут. Разумеется, в разном возрасте воспитание мужественности проходит по-разному.



1_26


В совсем ещё маленьком, двухлетнем ребёнке можно и нужно поощрять выносливость. Но только не так, как пытаются сделать взрослые, выговаривая упавшему малышу: «Что ты ревёшь? Тебе ведь не больно! Будь мужчиной!» Подобное «воспитание» приводит к тому, что лет в 5-6 малец, которому надоели унижения, заявляет:
«А я не мужчина! Отстаньте от меня».

 Лучше исходить из «презумпции невиновности»: раз он плачет, значит, ему надо, чтобы его пожалели. Ударился он или испугался — неважно. Главное, что малышу нужна психологическая поддержка родителей, и отказывать в ней жестоко. А вот когда он ударится и НЕ  заплачет, это стоит отметить и похвалить сына, сделав упор именно на его мужественность:«Молодец! Вот что значит настоящий парень. Другой бы заплакал, а ты стерпел».

 Вообще почаще произносите слово «мальчик» с эпитетами «смелый» и «выносливый». Ведь малыши, как правило, слышат в этом возрасте, что «хороший» — это послушный. А в раннем детстве многие слуховые и зрительные образы запечатлеваются на уровне подсознания.

 Как известно, люди, слышавшие когда-то в младенчестве иностранную речь, впоследствии легко овладевают этим языком и отличаются хорошим произношением, даже если начинают учить язык с нуля спустя много-много лет.

 То же самое происходит и с представлениями о жизни и людях. Ранние впечатления оставляют глубокий след и впоследствии незримо руководят многими нашими поступками. Трёх-четырёхгодовалому ребёнку стоит покупать побольше «мужских» игрушек. Не только пистолеты и машинки. Я уже писала, что сыновей полезно знакомить
с мужскими профессиями.




2_


Помимо всего прочего, это отвлечёт ребёнка от компьютера, от бесчисленных виртуальных убийств, которые порождают в детской душе лишь страхи и ожесточённость. Очень хорошо сочетать рассказы с ролевыми играми, покупая или мастеря для них разную атрибутику: каски пожарников, штурвал корабля, милицейский жезл...

 Лучше, чтобы эти игрушки были не очень яркими. Пестрота — это для девчонок. Выбирайте спокойные, сдержанные, мужественные тона, ведь внушение идёт не только на уровне слов, но и на уровне цвета. Пяти-шестилетние мальчики обычно проявляют интерес к столярно-слесарным инструментам. Не бойтесь давать им в руки молоток или перочинный ножик. Пусть учатся забивать гвозди, строгать, пилить. Под присмотром взрослых, конечно, но всё же самостоятельно. Чем раньше мальчик начнет помогать кому-нибудь из взрослых мужчин, тем лучше.

 Даже если помощь его чисто символическая. Скажем, вовремя протянуть папе отвёртку тоже очень важно. Это возвышает мальчишку в собственных глазах, позволяет ему почувствовать свою причастность к «настоящему делу».

 Ну, а папы, конечно, не должны раздражаться, если сын что-то делает не так, как надо. И уж тем более недопустимо кричать: «У тебя руки не из того места растут!» Таким образом можно добиться лишь того, что у сына пропадёт всяческая охота помогать.

 «Когда к нам приходит слесарь, — рассказала мне директриса одного детского сада, уделяющая очень большое внимание развитию в мальчиках мужских качеств, а в девочках — женских, — я специально посылаю мальчишек ему помочь, и они выстраиваются в очередь. У нас, как, впрочем везде, много детей из неполных семей, и для некоторых это единственная возможность приобщиться к мужским занятиям».

Одиноким мамам очень важно взять на вооружение сей нехитрый приём. Ведь среди подростков «группы риска» большинство из неполных семей. Не имея перед глазами положительного образца мужского поведения, мальчики легко копируют отрицательные. С весьма плачевными для себя последствиями.

 Поэтому постарайтесь найти среди своих родственников, друзей или соседей человека, который хотя бы иногда мог приспосабливать мальчугана к какому-нибудь мужскому делу. А когда сын немного подрастёт, разузнайте, какие
в вашем районе есть кружки и секции, где преподают мужчины.

 Не пожалейте сил, подыщите руководителя, который пришёлся бы по сердцу вашему мальчику. Поверьте, это окупится с лихвой.

 Уже в старшем дошкольном возрасте мальчиков следует ориентировать на рыцарское отношение к девочкам. В том же самом садике ребята настолько привыкли пропускать девочек вперёд, что однажды, когда воспитательница забыла об этом правиле, у двери образовался затор: мальчики не хотели проходить раньше девочек.

 Мы на занятиях в нашем психологическом театре тоже хвалим мальчишек за благородство, когда они соглашаются, чтобы девочки выступили первыми. И видим, как благотворно это сказывается на их самооценке и
на взаимоотношениях в группе.

 Пойдя в школу, ребёнок переходит в другую возрастную категорию, становится «большим». Это благоприятный момент и для дальнейшего развития мужественности. Начните приучать его, чтобы он уступал в метро место пожилым людям. А с какой готовностью мальчишки, даже четырёхлетняя мелюзга, бросаются перетаскивать стулья! Как они счастливы, когда их называют силачами! Ещё бы, ведь публичное признание мужественности дорогого стоит.



balo


Подвижные игры

Это поистине проблема, ведь далеко не у всех семей квартирные условия позволяют ребёнку насытить его двигательную активность. Да и взрослые сейчас сильно устают, а потому не выносят лишнего шума. Однако мальчишкам просто необходимо и пошуметь, и пошалить, и побороться. Разумеется, не на ночь, чтобы они
не перевозбуждались.

 И, безусловно, взрослым надо следить, чтобы мальчишечья возня не перерастала в побоище. Но лишать детей возможности выплеснуть энергию нельзя. Особенно тех, которые посещают детский сад или ходят в школу. Ведь многие из них в чужом коллективе сдерживаются из последних сил, и если их и дома будут заставлять ходить
по струнке, у ребят случится нервный срыв.




6aa0e528-3b15-464a-ab51-14e8fcc46548_1


 Мальчики вообще в среднем более шумные и воинственные, чем девочки. Это особенности пола. И мамам следует
не пресекать это, а облагораживать, возвышать, элевировать. Подскажите сыну интересные сюжетные повороты игры «в войнушку».

Романтизируйте её, предложив ему мысленно перенестись в старину, вообразить себя древнерусским витязем, скандинавским викингом или средневековым рыцарем. Смастерите ему для этого картонные латы и меч. Купите какую-нибудь красочную, интересную книжку или видеокассету, которая заставит заработать его фантазию.




Источник


Tags: Воспитание детей, Семья, Советы родителям
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments