fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Category:

Чтобы помнили: Вячеслав Тихонов

Невероятно талантливый, такой разный и ошеломляющий во всех своих ролях Актёр. И добрый, простой, скромный, тихий, истинно интеллигентный, настоящий русский Человек...
"Я не могу обманывать моих зрителей"
(Вячеслав Тихонов)

vyacheslav-tikhonov


Родился и вырос Вячеслав Тихонов в подмосковном Павловском Посаде в простой семье механика и воспитательницы детского сада. Всё, как у всех, ничего примечательного: гонял голубей, воровал яблоки из чужого сада, сделал на руке наколку со своим именем, так как любимой девушки не было.

Отличительными для его поколения стали четыре года войны.

В 1941 году началась Великая Отечественная Война, в это время Вячеславу едва исполнилось 13 лет. Его родная школа превратилась в военный госпиталь, а сам он поступил в ремесленное училище на специализацию «токарь». После обучения парень начал работать на заводе по специальности, выполняя военные заказы и тем самым внося свою посильную лепту в Великую Победу.

Всё детство он бегал с друзьями в городской кинотеатр "Вулкан" смотреть героические фильмы.
Юные годы будущего актёра были омрачены залпами взрывов и звуком выстрелов, но это не смогло убить детскую мечту стать актёром. Тихонова с детства восхищали экранные киногерои: Чапаев в исполнении Бориса Бабочкина, Николай Черкасов в роли Александра Невского и другие.

Сам Тихонов вспоминает: "Там я и заразился этой болезнью, именуемой кинематографом".

В 1944 году Тихонов был зачислен на подготовительный курс Автомеханического института, но уже в 1945 году преподаватель ВГИКа Борис Бибиков принял юношу к себе в ученики.

Родители мечтали о том, чтобы сын, определяясь с будущей профессией, выбрал сельскохозяйственную академию. Агроном, и точка! Тем не менее, Вячеслав твердо решил поступать во ВГИК.

Летом 1945 года Тихонов отправился в Москву поступать во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), но на экзаменах провалился... якобы, отсутствие фотогеничности. Педагог приёмной комиссии Борис Бибиков пожалел парня и взял на актёрский факультет. В 1950 году Тихонов окончил с отличием ВГИК (мастерская профессора Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой).

Вячеслав Тихонов не стал театральной звездой, хотя для этого имелись все предпосылки. В Театре-студии киноактёра, где он прослужил десять лет, режиссёры использовали главным образом яркие внешние данные артиста, не выявляя его творческих возможностей.

Но Тихонову всё же удалось заявить в полный голос о своём даровании, сыграв Медведя в поставленном Эрастом Павловичем Гариным спектакле "Обыкновенное чудо" по пьесе Е.Л.Шварца. Ещё одной заметной театральной работой начинающего актёра стала чеховская "Попрыгунья", где он исполнил роль Рябовского.

Кино


Будучи студентом Вячеслав Тихонов снялся у Сергея Герасимова в фильме "Молодая гвардия" в небольшой роли Володи Осьмухина.

Эту картину можно назвать блестящим дебютом целого послевоенного поколения молодых талантливых актёров: Инны Макаровой, Сергея Гурзо, Нонны Мордюковой, Виктора Хохрякова, Клары Лучко, Сергея Бондарчука, Евгения Моргунова, Виктора Авдюшко. Вячеслав Тихонов за роль в фильме получил Сталинскую премию.


В конце 50-х Тихонов был уже весьма популярен, его узнавали на улице. Однако по-настоящему общенародное признание он получил, сыграв простого деревенского парня Матвея Морозова в фильме Станислава Ростоцкого
"Дело было в Пенькове".


По признанию самого актёра, значение этой работы переоценить трудно:
"С этой картины, хотя она была седьмая по счёту, я и начался, как актёр, потому что это была настоящая первая творческая работа, которая потребовала от меня очень много того, чего я не знал в себе, не подозревал".

Также работа над фильмом подарила Тихонову верного друга на всю жизнь:
"Ростоцкий мне дал путёвку в большой кинематограф, путёвку в жизнь…На почве уже творческой работы началась, видимо, наша настоящая мужская дружба".

104_rEwGj9B


После выхода в прокат фильма Ростоцкого Тихонов почувствовал, что режиссёры стали смотреть на него иначе, характер предлагаемых ему ролей изменился. За короткий срок он сыграл ряд значительных, разноплановых ролей
в фильмах С.И. Ростоцкого:

"Майские звезды" (1959) и "На семи ветрах" (1962), Е. И. Ташкова - "Жажда" (1959), М. А. Швейцера - "Мичман Панин" (1960), Л. Д. Лукова - "Две жизни" (1961), С. И. Самсонова - "Оптимистическая трагедия" (1963).


Эпохальной для Вячеслава Тихонова стала роль князя Андрея Болконского в фильме Сергея Бондарчука "Война и мир", на которую актёр был утвержден не сразу. Эпопея снималась четыре года, работа оказалась сложной.
Непростым было и отношение Тихонова к роли, позже он вспоминает:

"Был не доволен своей работой, я считал, что Андрей Болконский у Толстого более значительный в литературе, а вот на экране не получилось. Я вообще хотел уходить из кино в театр, надо было сесть за парту снова, снова себя подремонтировать, с точки зрения искусства".

Образ Болконского настолько проник в актёра Тихонова, что даже в конце жизни не оставлял его в покое:

"И вот он сейчас мне является – Андрей Болконский – очень часто ночами, раздумываешь и не можешь заснусь… Это вообще болезнь актёрская, когда мы несколько раз потом проигрываем какие-то роли, которые в тебе засели, и которым ты отдал много, много чего-то дорогого".

И съёмки были далеко не безопасными... Во время репетиции одной из сцен фильма "Война и мир" пиротехническая бомба случайно взорвалась прямо рядом с Вячеславом, который лишь чудом уцелел.

"Война и мир" получила множество наград, в том числе и премию "Оскар"...

После "Войны и мира", в самый кризисный момент творческой жизни Вячеслава Тихонова, Станислав Ростоцкий предложил ему роль учителя Мельникова в фильме "Доживём до понедельника". Вместе с Тихоновым в этой замечательной, доброй картине снялись знаменитые Ольга Жизнева, Нина Меньшикова и начинающие Ольга Остроумова, Игорь Старыгин, Ирина Печерникова.

 После выхода на экраны этого замечательного фильма, Тихонова полюбили школьники. Тысячами приходили ему письма от подростков, полюбивших вот именно такого доброго, мудрого, мягкого... настоящего Учителя.

"Вот если бы все учителя были такими... и как бы мне хотелось, чтобы Вы преподавали в моем классе".

Эта фраза сквозила почти во всех письмах...
В 70-е годы на экраны вышла самая "звёздная" работа Вячеслава Тихонова – роль Исаева в телесериале Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны"...

Образ Штирлица был создан настолько достоверно, что в реальность его существования поверили миллионы зрителей. Но, вспоминая наиболее значительные роли, сам Тихонов пропускает легендарного Штирлица. И это объяснимо: всё, что можно было сказать, уже сказано. Единственно, очень хочется добавить очень, очень важное...

В Штирлице Тихонову удалось показать не просто железного разведчика, а живого человека. По-настоящему живого, проявляющего в кризисных ситуациях все свои самые лучшие стороны и в то же время не стесняющегося показать свои слабости. И это именно то, что сделало фильм шедевром. Он не играл роль. Он жил...

Похожую на Штирлица роль, но не рядового, а руководящего сотрудника советских спецслужб актёр исполнил через десять лет в телесериале "ТАСС уполномочен заявить…" по роману того же Юлиана Семенова.

Позже Вячеслав Тихонов сыграл ряд разноплановых ролей:

в гуманистической картине
Станислава Ростоцкого "Белый Бим Чёрное ухо",
в комедийном фильме "По улицам комод водили" режиссёра Марка Генина,
в военной драме Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину",
в фильме Марка Захарова "Убить дракона".


Обо всех этих фильмах можно говорить часами... Каждый из них трогает до глубины души. Я до сих пор помню, как люди выходили из кино в слезах, посмотрев Белого Бима... Настолько всё было правдиво, настолько выстрадано.

С середины 90-х Вячеслав Тихонов все реже стал попадать на телеэкраны. Одна из значимых его работ в этот период - слепой ветеран войны Моргулис в драме Сергея Урсуляка "Сочинение ко Дню Победы". Сценарий фильма писался специально под Вячеслава Тихонова, Олега Ефремова и Михаила Ульянова.

После этой картины Тихонов в кино почти не снимался, вот только Эльдару Рязанову отказать не смог и сыграл эпизодическую, но крайне важную, роль бога в фильме "Андерсен. Жизнь без любви"... Бога с удивительно добрым лицом.


30132021


Режиссёр Марк Захаров: "Один умный человек сказал, что вообще притвориться можно кем угодно, но нельзя притвориться интеллигентным человеком. Вячеслав Васильевич для меня - человек высшего смысла, интеллигент самого высокого полёта".

Режиссёр Сергей Соловьев: "Аристократизм красоты русского характера в нём живёт естественно. Для этого ему не нужно никаких усилий, это и есть он сам".

Актриса Ирина Печерникова познакомилась с Вячеславом Тихоновым на съёмках фильма "Доживём до понедельника". Вот как она вспоминает о первой встрече с актёром:
"Вдруг оказался вместо самого Тихонова очень скромный, немножко закрытый, молчаливый человек и с очень добрыми глазами".

Режиссёр Владимир Фокин:
"В свою личную жизнь он вообще не допускает, насколько я знаю, никого или крайне строго дозированно. И, по-моему, очень правильно делает...".

Вячеслав Тихонов часто вспоминал и цитировал одну из любимых фраз своего учителя Бориса Бибикова:
"Не хлопочи мордочкой", то есть проживай роль, играй душой, прежде всего, а не лицом. Такой совет наставник давал молодым актёрам.

312cf86c8634d633c859e4c711118460

Об этом уроке Тихонов помнил всегда: "Актёра делает драматургия. Если есть, что сыграть
в драматургии, ты найдешь в себе, если это в тебе есть. Если нет, извини, никакое зеркало не поможет, не хлопочи мордочкой".


Он сам очень высоко держал актёрскую планку, не изменял себе и своему зрителю. Не щадил себя... и никогда не разменивался на второстепенное. Даже в ущерб себе. Он отказывался играть серые проходные роли:
"Я не могу обманывать моих зрителей".

Каждую свою роль актёр Тихонов рассматривал через призму собственного внутреннего мира:
"Внутренний критик в тебе сидит, он тебе помогает, внутренний свой режиссёр… Всё, что я подглядел в жизни естественное, доброе и вечное в отношениях между нами. Удалось это, не удалось – пусть определит зритель".

Светлая память...

Tags: Вячеслав Тихонов, Культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments