fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Литература. Великий труженик

Тэги. Пушкин.
Болдинская осень.

Болдинская осень составляет одну из самых ярких страниц литературной биографии Пушкина, является исключительным образцом гениального творческого подъёма,  по разнообразию, количеству и качеству созданных за это время произведений, не имеющего себе ничего подобного во всей мировой литературе.
Величайший художественный гений, Александр Сергеевич Пушкин был и великим тружеником. С неустанной творческой энергией и настойчивостью он продолжает в конце 20-х годов работать в области прозы. К этому времени относится ряд планов и набросков прозаических произведений самого разнообразного содержания. Ни одно из них также не было закончено. Но упорные усилия Пушкина по выработке языка художественной прозы не пропали даром. Осенью 1830 года поэт приехал на несколько недель в село Болдино, но вынужден был пробыть там около трёх месяцев из-за холерного карантина.

Именно эта пора литературного творчества Пушкина называется Болдинской осенью.

Здесь он создаёт пять завершённых прозаических произведений, объединённых общим названием «Повести Белкина». В разговоре с одним из знакомых, который, увидев на столе у Пушкина только что вышедшие без имени автора «Повести Белкина», спросил: «Кто этот Белкин?» -
Пушкин ответил:
«Кто бы он ни был, а писать повести надо вот так: просто, коротко и ясно».

Действительно, язык «Повестей», как и всей последующей прозы Пушкина, - это язык чёткой и острой мысли: он точен, ясен и сжат, лишён каких бы то ни было псевдопоэтических украшений.

Из «Повестей Белкина» исключительное значение в дальнейшем развитии нашей литературы получил «Станционный смотритель».

Глубоко правдивый, согретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими русскими писателями замечательную галерею «бедных людей», «униженных и оскорблённых» тягчайшими для простого человека общественными отношениями дореволюционной действительности.

Фильм реж. Соловьёва "Станционный смотритель".


Кроме пяти повестей и примыкающей к ним  «Истории села Горюхина»  Пушкин дописывает в Болдине две последние главы «Евгения Онегина».  Пишет шуточную повесть в стихах «Домик в Коломне», создаёт четыре «маленькие трагедии»,
«Сказку о попе и работнике его Балде», (мультфильм),  а также - около тридцати лирических стихотворений и набрасывает весьма большое число критических и полемических статей.


Пушкин. Письмо в Плетнёву П. А. 9 декабря1830 г., г. Москва.

«Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привёз сюда: 2 последние главы Онегина 8-ую и 9-ую, совсем готовые в печать. Повесть писанную октавами (стихов 400) которую выдадим Anonyme.

Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, имянно: Скупой рыцарь, Моцарт и Сальери, Пир во время чумы, и Д. Жуан. Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо?
Ещё не всё: (Весьма секретное) Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся – и которые напечатаем тоже
Anonyme".

«Маленькие трагедии» относятся к числу самых выдающихся произведений Пушкина.
Особенно значительны  «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери».

Эти, действительно совсем небольшие, пьесы – образец глубочайшего проникновения Пушкина во внутренний мир заурядного человека, охваченного злой, эгоистической страстью (скупостью, завистью), которую он тщетно пытается оправдать в собственных глазах.

Сказывается в «Маленьких трагедиях» и необыкновенное умение русского поэта воссоздавать жизнь, быт и психологию других народов в различные исторические эпохи.

Болдинская осень составляет одну из самых ярких страниц литературной биографии Пушкина, является исключительным образцом гениального творческого подъёма, по разнообразию, количеству и качеству созданных за это время произведений, не имеющего себе  ничего подобного во всей мировой литературе.
Болдинская осень нагляднее всего показывает, какой огромный и многогранный мир мыслей, чувств и творческого воображения нёс в себе Пушкин, какой могучий родник  неиссякаемой творческой энергии бил в нём!


Маленькие трагедии (Театр драмы имени А.С. Пушкина 1966 год)






По драмам А. Пушкина "Скупой рыцарь", "Каменный гость", "Моцарт и Сальери"
Режиссеры: Леонид Вивьен, Антонин Даусон, Любовь Федотова
Оператор: В. Геллерман
Композиторы: Дмитрий Шостакович, Андрей Петров (II)

Художник: Анатолий Босулаев
В ролях:
Николай Черкасов (II)--Барон
Николай Мартон--Альбер
Борис Фокеев--Иван слуга Альбера
Юрий Свирин--Соломон ростовщик
Юрий Родионов--Герцог
Нодар Шашик-оглы--Дон Гуан
Александр Борисов--Лепорелло
Нина Мамаева--Донна Анна
Лидия Штыкан--Лаура
Борис Тетерин--Дон Карлос
Георгий Самойлов--1-й гость
В. Сорокин (II)--2-й гость
Юрий Островский--3-й гость
А. Прокофьев--Монах
Юрий Куранин--Статуя Командора
Владимир Честноков--Моцарт
Николай Симонов--Сальери
Владимир Герцик--эпизод (нет в титрах)


Tags: Болдинская осень, Литература, Пушкин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments