fedorova_tl (fedorova_tl) wrote,
fedorova_tl
fedorova_tl

Category:

Самарский опыт советской школы в наши дни

24 марта в самарском детско-родительском центре «Оберег» состоялся круглый стол для родителей будущих первоклассников.  В Самаре с прошлого первого сентября существует семейный класс,  организаторы которого
в качестве учебных пособий для юных школьников  выбрали учебники переработанные коллективом РВС.



0477f75f6db2a_0

С докладом о развитии семейной инициативы Первоцвет выступила организатор Оксана Алексеева.

Родители-участники нашего семейного класса выбрали для обучения своих детей в начальной школе советские учебники 40-50-х годов, переизданные педагогическим коллективом РВС.

 Надо отдать должное, работа по переработке учебников ведётся на общественных началах, с привлечением специалистов-добровольцев со всей нашей страны: учителей, методистов, художников, редакторов, верстальщиков и других – это огромный труд, направленный на возрождение классического отечественного образования в нашей стране.

 Ведётся также работа по включению учебников в федеральный перечень, рекомендованных к использованию для реализации программ общего образования. Почему за основу взяты именно учебники этих годов?

 Первые стабильные советские учебники появились к концу 30-х годов, а уже в середине 50-х годов их стали менять
в сторону повышения строгости и наукообразия. Это сказалось на наглядности материала и, как следствие, ухудшило возможности его усвоения учениками. Учебники же 40-50-х годов выстроены по канонам классического образования и давно показали свою надёжность. Что же изменяют в учебниках и как их адаптируют?

 В них устраняются анахронизмы, элементы идеологии, добавляются комментарии и вопросы к текстам, описывающим дореволюционную и советскую Россию, материал под формальные требования ФГОС, чтобы их можно было официально использовать в школе.

 При замене текстов опирались на другие пособия и сборники этих же авторов, а также на замену текстов
по календарному и тематическому принципу с учётом психофизиологических особенностей детей.

 Хочется подчеркнуть единую концептуальную целостность линейки учебников. Это единая методическая база отбора содержания и подхода к адаптации:


  • «связь времён»,

  • «опора на классику»,

  • «опора на реальность»,

  • «принцип наглядности»,

  • «принцип единства».

Примеры.

В учебнике Родная речь, в разделе, приуроченному к празднику 23 февраля, объясняется преемственность Красной, Советской и Российской армий.
Во всех учебниках используются произведения великих классиков и лучшие образцы фольклора, отсутствуют
сомнительные тексты, которыми так «богаты» современные учебники.
Материал учебников учитывает реальные, а не завышенные возрастные возможности детей, с учётом их индивидуальных особенностей.
Содержание материала приближено к опыту ребёнка и основывается на его взаимодействии с реальным миром,
от простого к более сложному.
На уроках чтения рассказывается об окружающем ребёнка мире и о маленьких чудесах вокруг него. По возможности, ученики сначала сами наблюдают явление, а потом читают его описание.

 Таким образом, авторы опираются на дидактику Константина Дмитриевича Ушинского – на взаимосвязь предметов между собой, воспитательную направленность обучения, взаимосвязь разных этапов и стадий.

 Планирование уроков проводится по оригинальным методичкам тех годов и собственным наработкам нашей учительницы. Также хочу отметить, что благодаря её отличным организаторским способностям, мы успешно применили опыт двухкомплектных школ советского времени, когда один учитель занимается одновременно с двумя классами.

 На каждом уроке детям предлагается самостоятельная работа, благодаря этому вырабатывается самодисциплина. Работа учителя заключается в объяснении нового материала, закреплении полученных знаний и навыков и проверке усвоения.

 Подробно о планировании таких занятий можно прочитать в «Методике преподавания арифметики в начальной школе», под редакцией Александра Спиридоновича Пчёлко, Учпедгиз 1949 год. (Глава 6).

 В нашей группе среди родителей есть чёткое понимание и осознание того, что именно учебники сталинской эпохи, благодаря труду великих педагогов, совместили в себе всё лучшее, что позволило дать прекрасное образование и воспитание людям, которые стали нашими родителями, которыми мы гордимся по сей день.

 Я сама ребенок «перестройки», эпохи перемен. Я училась в сложные 90-е годы, когда очень многое, как и сейчас, зависело от позиции родителей в вопросах образования и воспитания. Я очень благодарна моим родителям, их жизненному кредо, методам воспитания, которыми дышала страна в советскую эпоху и которые они пронесли через всю свою жизнь и научили меня любить свое Отечество, знать свою историю, чтить память героев, понимать, как и чему учить своего ребёнка.

 В нашей семейной инициативе большое внимание уделяется вопросам воспитания, поведения, уважения к семье, старшим, учителю, взаимовыручке, любви к природе и умения наблюдать за ней, коллективной работе.

 Уделяется внимание формированию трудовой культуры детей, умения готовить себе рабочее место и соблюдать порядок, отвечать за свои поступки. Дети очень дружны, увлечены учебой и порой даже после уроков играют в «свою» школу.

 Могу отметить, что всегда есть момент конкуренции при подготовке домашнего задания, когда ребята подтягивают свои знания и умения до определённой планки. Учительница всегда даёт, помимо основных, часть заданий
«по желанию». И чаще всего их делают все ученики.

 Уже сейчас дети самостоятельно пишут небольшие сочинения, как на заданную, так и на свободную тему, описывают свои эмоции после прочтения рассказов по внеклассному чтению. Для этого у нас есть творческие тетради, которыми дети обмениваются, и могут, например, дописать, продолжить рассказ товарища.

 Занятия начинаются с каллиграфической разминки, подготовки руки к письму. Затем класс занимается арифметикой: все вместе проверяют домашнее задание, практикуют устный счет (придумывают и решают задачи, разбирают новую тему, делают самостоятельную работу).

 В настоящий момент дети в 1 классе по арифметике изучают уже умножение на 7,8, 9 и плавно подходят к освоению деления. При этом все предыдущие знания усвоены крепко, что проверено самостоятельными работами.

 Т.е. дети готовы к проработке новых тем: без спешки, с предварительной тщательной подготовкой, закреплением изученного материала, повторением, последовательным движением от простого к более сложному.

 На уроках русского языка активно работаем со словарными словами. Дома составляем и записываем с ними предложения. Пишем много. Помимо упражнений по учебнику, дома переписываем дополнительно по 10-15 предложений текста. Это помогает нарабатывать словарный запас, формирует зрительную память.

 Литературное чтение у нас разбито на 2 блока.

Первый – по учебнику Родная речь, авторов Е. Е. Соловьёва, Л. А. Карпинская, Н. Н. Щепетова, методика преподавания в котором основана на принципах, разработанных К. Д. Ушинским.
Второй – внеклассное чтение дополнительной литературы к пятницам, с небольшим сочинением о прочитанном.

Скорость чтения некоторых учеников сейчас уже 75-77 слов в минуту. Это чтение осознанное, с пересказом прочитанного.

 Также мы проводим занятия по Окружающему миру, без привязки к учебнику, с опытами и наблюдениями
за природой. И делаем разнообразные творческие работы из бумаги и пластилина.

 В нашем учебнике Родная речь много текстов о природе и информации об окружающем мире: как сидеть за партой, как чистить зубы, о школе, городе, саде, о семье.

 Читать также: Севастопольские родители: учиться по учебникам РВС легко, понятно и с удовольствием!

 Многие родители задают мне вопрос – есть ли у нас оценки? Оценка у нас в классе одна - это пятёрка. И её надо заслужить: приложить усилия и выполнить правильно домашние задания, написать сочинение, подготовить свой рассказ на интересную тему и т.д.

Занятия в нашей группе проводятся 3 раза в неделю, по 3-3.5 часа. На следующий год планируем такой же график.

Сейчас наша учительница проводит занятия с дошкольниками (2 года и 1 год до школы).

Набираем 1 класс на следующий учебный год 2019-2020.

Также приглашаем учеников 1 и 2 классов текущего года. Все родители приняли решение аттестоваться ежегодно за класс, мы подаем коллективную заявку в ЦПСО Альфа.

Оксана Алексеева, РВС


http://rvs.su/statia/samarskiy-opyt-sovetskoy-shkoly-v-nashi-dni?fbclid=IwAR38dKSVbxz5s8RB2YKJTpjw63uJs9bkLBCahhzc7ShuVwgmZXdrz7AyjEM#hcq=GZ8x0mr



Tags: Опыт работы, Семейные классы, Учебники РВС
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments